Найти в Дзене
Chungurova Tatiana

Тронная речь

Оглавление

Сегодня нас ждет маленькая заметочка 1973 года, вероятно, написанная все той же Хорайд, и огромное послесловие с продолжением. потому что слишком многое мне хотелось сказать после перевода этой статьи. И не думайте, что все сказанное ниже никакого отношения не имеет к заявленной мною теме. Имеет - я давно хотела написать что-то подобноее. Мысль была взлелеяна давно, если можно так выразиться.

Читаем!

26. 10. 1973  Imperial College
26. 10. 1973 Imperial College

https://queenchat.boards.net/thread/1326/magazine-interview-richard-orchard-queenzone?fbclid=IwAR16GyIC3-693yXcFugseGB7-iXDhav-Xw2ORSSI5dI8Q4u3mZs2RP4o6LI

"Disc 1973 – Розмари Хорайд?

Тронная Речь

Есть вопросы, которые лучше задавать в самом конце интервью. Почему? А потому, что если вас выгонят после того, как вы их зададите, то вы хоть успеете получить ответы на все остальные.

И в отношении Queen такие вопросы всегда касаются названия группы. Запоздалая попытка нажиться на рок-буме? Британский ответ New York Dolls? Концентрированные дрэг-представления?

Совершенно очевидно, ничего подобного, как объясняет нам вокалист Фредди Меркьюри.

  • «Мы предпочитаем вкладывать в это слово королевский, а не превратный смысл. Нам нравится рассматривать нашу музыку, как царственную, и в этом значении слово замечательно подходит. Кроме того, мы модники, хотя не используем макияж и тому подобное». (это они-то не использовали макияж???)
  • «Думаю, - продолжает Фредди, что некоторые люди придут на наши представления, руководствуясь ложными впечатлениями. Но как только они увидят нас на сцене, они поймут свое заблуждение».

До сих пор немногие видели Queen на сцене, потому что концерты были очень редкими. Главной причиной этого было то, что Фредди, Роджер Меддоуз-Тейлор (барабаны и вокал), и остальные члены группы, а именно Джон Дикон (бас гитара) и Брайан Мэй (гитара, вокал) заканчивали высшее образование.

Вы избегаете рискованных действий?

  • «Да, мы как бы страхуемся, - отвечает Фредди, - все это время мы были полупрофессионалами, а теперь, когда у нас в карманах дипломы, понадобятся они нам или нет, мы чувствуем себя профессионалами».

Первый альбом Queen, названный просто Queen, вышел пару недель назад. Разве три года вместе до выпуска первого альбома это не слишком долгий срок?

  • «Альбом был закончен 14 месяцев тому назад, - объяснил Фредди, - и песням с этого альбома почти три года. Честно говоря, такое промедление произошло из-за денег – мы ждали хорошую сделку».
  • «Мы идем в Trident в августе. Чтобы начать работу над вторым альбомом, - подхватил Роджер, - у нас огромный запас песен, мы должны успеть все наверстать, у нас материала на два с половиной альбома».

У них уже есть сингл – Keep Yourself Alive – с первого альбома. На конверте пластинки написано – «никто не использует синтезаторы».

Почему?

  • «Сначала мы написали это в качестве шутки, - говорит Фредди, - но оказалось, что это хорошая идея, потому что нам даже удалось обмануть Джона Пила. В одном из своих обзоров нашего сингла он сказал, что там хорошо используется синтезатор марки Moog. А на самом деле. Это всего лишь наложение нескольких записей гитары одна на другую. Мы вовсе не пользуемся синтезаторами».

Но разве не сложно имитировать такой звук на сцене?

  • «Нет. Нам кажется, что получается хорошо, - отвечает Фредди. – Брайан придумал кольцовку, которая делает возможным повторение любого фрагмента по его желанию, а еще он может замедлить и отсрочить все, что ему нужно, простым движением ноги».

Это таинственное приспособление вполне может появиться впервые, когда Queen устремятся на гастроли в свой первый британский тур в сентябре. «Когда начнутся занятия в университетах».

Разве им не стало скучно ждать целых 15 месяцев выход первого альбома, дав всего лишь несколько концертов?

  • «О, да, – вздыхает Фредди, - выжидательная тактика».
  • «Но мы работали в студии», - добавляет Роджер
  • «А ты слышала про Ларри Люрекса? – заговорщическим тоном спрашивает Фредди.

Да! Мы все думали-гадали о том, что это может быть такой, когда наконец-то вышел сингл этого господина пару недель тому назад.

  • «Ну, это я, - говорит Фредди, - меня попросили спеть, и имя было выбрано в качестве шутки, но все закончилось тем, что мы все же его использовали. Название должно было звучать так – «Ларри Люрекс и мыши полевки с Венеры». Но потом мы подумали, что получается слишком длинно».

-2

Эта заметка, такая коротенькая и такая старая – одна из первых, почти 40 лет назад, 1973 год – потребовала комментариев гораздо длиннее, чем она сама.

Давайте устроим маленький ликбез – я раньше многого тоже не знала!

Я, конечно же, буду прыгать с предмета на предмет – тема обширнейшая, а надо попытаться наметить хотя бы штрихообразно то, что любопытный читатель потом сможет проследить сам.

Дрэг. Даже сам этот термин возник на театральных подмостках. Вероятно, где-то в 1870-х термин обозначал артиста, переодевшегося в женское платье, которое за ним «волочилось».

(Опять википедия нам в помощь).

«Дрэг-квин (Drag queen, от drag: мужская одежда, надеваемая женщиной, или женская одежда, надеваемая мужчиной, queen — королева) выражение, используемое для обозначения артистов (обычно мужского пола), переодевающихся в женскую одежду.

Термин дрэг-квин часто ошибочно приравнивают к термину трансвестизм, однако это не так. Надевая одежду, связанную с женским гендером, дрэг-квин часто используют преувеличение определённых особенностей (характеристик) для гротескного, драматического или сатирического эффекта. Главным отличием дрэг-квин от трансвестита является то, что целью переодевания служит именно развлечение зрителя».

Вообще феномен переодевания в одежду противоположного пола в театральной традиции восходит к далекой древности.

В Древней Греции все роли исполнялись только мужчинами. Более того, один и тот же актер по ходу действия менял маски перевоплощаясь в разных персонажей. Феспид из Икарии – отец аттической трагедии, которого принято считать первыми актером. Ему же приписывается и другое нововведение – полотняные маски актеров, которые можно было менять по ходу исполнения речевых партий. Видимо, правды ради, его можно назвать первой известной дрэг-квин в истории, ибо и женские партии исполнял он.

Древнегреческий актер в женской одежде (из открытых источников)
Древнегреческий актер в женской одежде (из открытых источников)

Греческая трагедия - рисунок с амфоры. Это не отрубленные головы - это маски!
Греческая трагедия - рисунок с амфоры. Это не отрубленные головы - это маски!

Из открытых источников
Из открытых источников

Известно, что в эпоху Шекспира все роли – и женские и мужские – исполнялись мужчинами и мальчиками.

Я не буду уже упоминать театр кабуки и его исполнителей. Хотя, почему бы и нет? Известно, как Фредди любил Японию. Давайте слегка коснемся этой темы.

Само слово «Кабуки» обозначает что-то выходящее за пределы привычного, нечто странное. История его начинается в 17 веке в Киото. Сначала в театре был задействованы и женщины. Но позже, по соображениям морали и нравственности, все женские роли были отданы мужчинам. В театре кабуки есть амплуа оннагата или ояма. Это женская роль, исполняемая юношей. Традиция живет до сих пор. Давайте посмотрим на одного из самых известных актеров этого жанра Таити Саотомэ (Nishimura Taichi, born 24 September 1991), которого называют «Принцем обольстительных взглядов» ("the Sidelong Glance Prince").

Таити Саотомэ
Таити Саотомэ

Но, полюбовавшись на эту красоту, давайте вернемся в Британию ближе к нашему времени.

Викторианский бурлеск был популярен в Англии и Америке. Само название происходит от итальянского слова burla, в переводе «шутка, насмешка». Вот, что говорит нам Энциклопедический словарь музыки и музыкантов (The New Grove Dictionary of Music and Musicians) один из самых полных словарей по истории музыки –«Викторианский бурлеск был связан с пантомимой и частично произошел от нее, он может считаться ее продолжением с добавлением вставных комических номеров и импровизаций».

Dan Leno as Widow Twankey in Aladdin at the Drury Lane Theatre, 1896, England
Dan Leno as Widow Twankey in Aladdin at the Drury Lane Theatre, 1896, England

Дрэг был составным компонентом таких комедий. Я нашла упоминания о таком амплуа как Dame Pantomime (Дама Пантомима). Это традиционный персонаж английского театра. «Дама» исполняет роли совсем не юных дев, в основном зрелых дам или вдов, это персонаж комический – обилие макияжа и наличие огромных париков на голове об этом ярко свидетельствуют.

Давайте просто посмотрим на некоторые фотографии - свидетели той эпохи.

Уже известный нам "Джек Бобовый Стебель". Drury Lane, 1899 – 1900, England.
Уже известный нам "Джек Бобовый Стебель". Drury Lane, 1899 – 1900, England.

Просто комическая пантомима - такое вот незамысловатое развлечение для масс.
Просто комическая пантомима - такое вот незамысловатое развлечение для масс.

Вот очень интересная ссылка – даже для тех, кто не владеет английским. Большое количество фотографий и плакатов той эпохи очень хорошо демонстрируют размах таких представлений и их популярность. https://www.vam.ac.uk/articles/the-story-of-pantomime

Так почему я так подробно на этом остановилась?

Я давно хотела так или иначе тронуть эту тему в связи с клипом «I Want To Break Free». Часть этого клипа снята вполне в русле жанра викторианского бурлеска. Ничего шокирующего, ничего неприличного.

Кто из нас не смеялся над такими комедиями, как «В джазе только девушки» или «Здравствуйте, я ваша тетя»?

В джазе только девушки / Some Like It Hot 1959
В джазе только девушки / Some Like It Hot 1959
Здравствуйте, я ваша тётя! 1975
Здравствуйте, я ваша тётя! 1975

А кто не помнит Миссис Даутфайер и Тутси?

Тутси 1982
Тутси 1982

Кстати, уж не вышеупомянутым клипом вдохновился режиссер фильма при съемках следующего эпизода?

"Миссис Даутфайер" 1993
"Миссис Даутфайер" 1993

Справедливости ради надо сказать, что прием комического переодевания мужчин в женские одежды популярен и у нас. Давайте вспомним незабываемых Веронику Маврикиевну и Авдотью Никитичну, ну или Верку Сердючку.

Интересный факт. В результате своих блужданий в интернете я набрела на фильм «Женщина» 1915 года с участием Чарли Чаплина. Он в нем выступает в амплуа Дамы Пантомимы!

https://www.youtube.com/watch?v=iS_9fn8feAQ

Правда, что теперь кадры из клипа I Want To break Free смотрятся совсем в другом свете? Особенно, если учесть тот факт, что гротеск часто включает в себя пародирование уже известных произведений. Вот именно это, собственно говоря, мы и видим перед собой. Я еще вернусь к этому клипу, но уже можно сказать - как умело Фредди сыграл на контрастах! Трагикомедия в чистом виде. Не однодневка, а произведение искусства с глубокой идеей.

Из открытых источников - бурлеск, прямой наследник викторианского бурлеска XIX века
Из открытых источников - бурлеск, прямой наследник викторианского бурлеска XIX века

Интересно? А я еще хотела написать о том, что такое "fagrock", упоминаемый в статье, сказать пару слов о Джоне Пиле, ну и о Ларри Люрексе, конечно!

Но это будет в следующий раз.

© Copyright: Татьяна Чунгурова, 2022
Свидетельство о публикации №222081801823