Найти тему

Запрос. Ребенок отвлекается на уроке. Невнимательный. Из-за этого не успевает.

#Школьный психолог. #Учеба. #Первоклашки. #Трудности в учебе.

Запрос. Ребенок отвлекается на уроке. Невнимательный. Из-за этого не успевает.

Беседа с мамой.

Умный, сообразительный, решает много задачек, делает все отлично. Но дома. А на уроке не решает. Отвлекается. Не дописывает. Путает.

Фото из инета
Фото из инета

- а дома он с трех (двух!) лет может сидеть за одним делом, собирать пазлы (лего, рисовать и пр.))…

То есть, ребенок работает только тогда, когда ему интересно. А если не интересно, он скучает и отвлекается. Это с одной стороны хорошо. Указывает на то, что у ребенка нет СДВГ.

Но с другой стороны, чтобы ребенок сосредоточенно работал, нужно чтобы все было интересным. Вроде бы логичным из этого сделать вывод – сделайте интересными уроки. И все будет ок!

А вот и не будет. Это очень большая ошибка. Во первых, если работать только на интересе, то у ребенка будет формироваться только непроизвольное внимание. А волевая сфера будет формировать очень медленно. И в четвертом, и в седьмом классе, и в девятом он привыкнет работать по принципу – интересно, привлекает – делаю. Скучно – не делаю. И в училище/ ВУЗе, и на работе будет действовать по такому же принципу… А учеба – это (о ужас!) – это работа! И на работе (даже если она очень интересная) нужно делать не очень интересные вещи. Очень интересно шить платье (но не очень интересно наметывать, прошивать, распарывать, наметывать и т.д.), очень интересно смотреть мультик (но не очень интересно делать зарисовки, писать коды в программе, пересматривать, корректировать и т.д.). И это нормально. Так везде. И ребенок к 7 годам должен уметь недолгое время сам заставлять себя делать не очень интересные вещи (писать крючки, палочки, отрабатывать чтение слогов и пр.).

При условии, что у него до школы развивали это, приучили к этому. Еще раз, само собой это не развивается и не формируется. Только в специальных условиях.

Фото из инета
Фото из инета

- а вот он в развивашку ходил, ребенка хвалили, он там все делал отлично…

Да, в платной развивашке обычно немного детишек. Это раз, возможно подойти к каждому.

Во-вторых, задача платных развивашек не только развивать, но и зарабатывать. Поэтому, важен (быстрый) успех каждого ребенка. И чаще всего для этого используются не те средства и методы, которые полезны ребенку – вместо того, чтобы научить ребенка самого за собой следить и себя контролировать (это долгий процесс, и не такой простой), преподаватель сам контролирует ребенка (благо, немного детей). Есть быстрый результат – успех у ребенка. Все довольны.

И это плохо. Очень плохо.

Ребенок сам себя не контролирует. И у него формируется потребность, чтобы его контролировали другие (это удобно, не надо напрягаться. Ребенок остается ребенком, милым ласковым малышом, который не способен себя контролировать и регулировать (увы). Самоконтроль и саморегуляция у него не формируется!!!! В первый класс он идет неготовым!

Мама очень довольна (внешним) результатом своего ребенка, не видит (внутренние, скрытые) проблемы ребенка, у нее складывается мнение, что именно так и нужно работать с ребенком (это вообще нехорошо). И она дома также работает с ребенком. И от учителя зачастую требует того же.

- а в школе на подготовке все было нормально…

Смысл школьной подготовки чаще всего в том, чтобы адаптировать еще дошкольника к общему режиму урок-перемена, правилам на уроке, привить интерес к школе, сформировать мотивацию учиться, поиграть в школу, подружиться с будущими одноклассниками, привыкнуть. И, конечно же, развивать познавательно «подготовишек» (но это вторичное!). Поэтому, занятия проводят в игровой форме, без жестких требований (это ключевое), без порицаний. Если ребенок отвлекается, его не будут ругать. Если он не справился, его все равно похвалят. Если он не сделал задание, его постараются не травмировать. Сплошной позитив. Поэтому, на подготовке обычно все хорошо. И к тому же дошкольники еще не до конца могут контролировать свое поведение, и это еще возрастная норма. За это не ругают.

В первом классе по-другому. К ребенку предъявляются требования – целенаправленно работать, слушать учителя, выполнять инструкции, работать самостоятельно. Пусть 30 минут, но работать. Он уже по возрасту на это способен и должен это уметь. Отвлекся – получил замечание. Не сделал – получил замечание. Пропустил – получил замечание. Встал, пошел по классу – получил замечание. Обиды. Слезы. Не хочу в школу/ не хочу делать эти дурацкие уроки.

Условия обучения на подготовке и в школе разные.

фото из инета
фото из инета

- а со мной ребенок все делает идеально! Он же так и в школе может! Вот если бы учитель ему напоминал каждый раз, что надо начать делать. Ну, или подошел бы и подбодрил, сказал, где начать, поторопил…..

Вроде бы логичная просьба мамы. Не будем акцентировать внимание на количестве учеников (тогда по идее учитель должен к каждому подходить, ко всем тридцати… Вот и урок прошел). Итак, предположим, чудо чудное случилось, и учитель подходит и контролирует вашего ребенка на уроке. А вы контролируете его дома. И также во втором классе. И также в третьем. И также в четвертом. И также….. его надо будет контролировать в училище/ВУЗе (но это уже будет делать только мама). И на работе (и здесь тоже кроме мамы никто это не будет делать). И в семье жена должна будет говорить, что делать мужу. Или ленивая жена получится. А ребенку (и в 20 и в 30 и в 40 лет) будет скучно что-то целенаправленно делать, достигать, становиться специалистом, и он будет отнекиваться. Это же надо себя заставить…. Такой вечный ребенок… Малыш с пузиком на диване с пивом… (Ну и среди девочек таких полно…).

В чем проблема.

Получается, что у ребенка не сформирован свой самоконтроль, способность работать по внешней инструкции, способность самостоятельно работать. Он не самостоятельный. А должен же быть. Почему?

Возможные причины.

Возможно, это позднее созревание нервной системы. НО! Тогда к неврологу! Это нужно корректировать. И дополнительно заниматься с нейрописхологом, например. Или еще с кем-то, смотря, что обследование покажет. Может скорректироваться к концу начальной школы, если вовремя и правильно начать работать с ребенком. А может (если игнорировать) убить напрочь учебную мотивацию, и превратить школу в место отбывания…

Возможно, ребенок привык, что его контролируют. А что, маме удобно. Она быстренько разобралась, где и что делать, показала малышу, все сделали, пошли играть. Мама гиперответственная. Быстрая. Умелая. Все знает. Все и всех контролирует. За всем следит. Ничего не упускает. Она может быть грозная или мягкая. Но всегда идет все по ее! У нее все получается быстрее и лучше ребенка. И мама на полном серьезе думает, что она молодец!

Вот только у ребенка: (а) не развивается саморегуляция и самоконтроль, (б) не развивается волевое поведение, настойчивость и целеустремленность, (в) ребенок привыкает слушать кого-то и делать только по указке и при возможности отлынивать от работы (может стать чертой характера), (г) снижается самооценка (ребенок четко осознает, что делает все медленнее и хуже мамы, а по-другому быть не может, мама то опытнее!), (д) у ребенка возникает страх действий (получится наверняка «не очень», очередной удар по самооценке), формируется пассивность, отсюда растут ноги прокрастинации.

Ну и это очень-очень сложно корректировать. И чем старше, тем сложнее.

Фото из инета
Фото из инета

Рекомендации маме.

- срочно стать ленивой мамой, сидеть на диванчике, руки связать себе за спиной, и вставать только в случае угрозы жизни и здоровью ребенка. Все малыш делает сам. Если не получается, мама спрашивает – а ты сам как думаешь? Сделай. Не получилось, как думаешь, почему? Ну, прям если очень сложно, дает речевые инструкции: сделай а, сделай б, сделай в. Повтори. Запомни. И делай сам.

- срочно спихнуть все хозяйственно-бытовые дела на малыша. Подмести. Помыть (пол, посуду…). Убрать (одежду в шкаф, посуду, грязь..). Приготовить (портфель, одежду, стол к гостям….). Перебрать (крупу, одежду на предмет чистоты, игрушки на предмет починки…). Приготовить (мусор для выноса, одежду для стирки, овощи для салата…).

- с четкими условиями: сделал, мороженку едим вместе J)) Не сделал – ем я одна…. (ну, на первых порах можно подмогать, все таки мотивацию не стоит прям гасить),

- при этом, надо обязательно целовать и обнимать малыша, и говорить, как вы его любите J)) Что он ваш любимчик. Ноооо… Мороженку только после дела… Кто не работает, тот не ест, как говорится.

- и в процессе вы с ним (а потом он сам) планируете, делаете, контролируете, оцениваете, корректируете, делаете выводы на будущее (это и есть саморегуляция).

- и потом по такой же схеме работаете с уроками и школой J))

Как долго.

Полгода-год. Ежедневно. И навсегда.

Результат.

Малыш вырастает самостоятельным, быстро учится, уверен в себе, самооценка адекватна, в школе может себя заставить работать, контролирует на контрольных, умеет достигать и быть целенаправленным :-) Идеальный малыш прям :-)