Найти тему
Все о лидерстве

Спиральная динамика и эволюция корпоративных культур

Согласно этой теории, системы проходя цикл развития этап за этапом
Согласно этой теории, системы проходя цикл развития этап за этапом

Существует теория спиральной динамики развития, не только компаний и их культур, но и отдельного человека или системы. Согласно этой теории, определенные культурные коды, системы ценностей развиваются по спирали, проходя цикл развития этап за этапом. Каждый этап развития корпоративной культуры авторы методики привязали к отдельному цвету:

  • Сиреневый. Традиции, безопасность. Культура принадлежности.
  • Красный. Сила, личная власть. Культура силы.
  • Синий. Стабильность, порядок, единый верный путь и смысл. Культура правил.
  • Оранжевый. Успех, результат, развитие, независимость, достижения. Культура результатов.
  • Зеленый. Служение, гармония, совместный рост, согласие. Культура согласия.
  • Желтый. Самореализация, творчество, системное мышление. Культура творчества.

Сегодня говорят о следующем уровне – бирюзовой культуре (эволюция, равновесие, глобализм, синегрия, макроуправление – культура синтеза). На этом я остановлюсь подробнее в других материалах.

Сама классификация корпоративной культуры может быть разной, я описывал некоторые варианты. Иногда теории накладываются друг на друга или перекликаются. Спиральная динамика тоже рассматривается многими исследователями, которые часто повторяют и дополняют выводы друг друга.

-2

Периодически спираль возвращает нас на пройденные этапы, но уже на порядок выше. Каждый человек и каждая компания переживают свое развитие, переходя от этапа к этапу: вопросы выживания, ценность родства и традиций, личная победа, порядок, закон, эффективность, сострадание, духовность и так далее.

-3

Самые популярные в России – красный, синий, оранжевый, зеленый. Любая компания не монохромна, она включает в себя разные системы ценностей, поскольку объединяет разных людей. Однако некоторые ценности в той или иной компании являются доминирующими. При диагностике корпоративной культуры обычно определяют одну или несколько ключевых типов, чтобы потом с ними работать. Это помогает планировать дальнейшее развитие культуры компании с учетом того, что некоторые мероприятия не будут эффективными для той или иной ступени, а также понимая, что перепрыгнуть через ступеньку не получится.

Результаты диагностики

Если в результате диагностики окажется, что корпоративная культура не на том уровне, который нужен для эффективности работы предприятия, намечаются мероприятия по изменению ситуации.

В процессе диагностики определяется:

  • Тип (уровень) корпоративной культуры компании.
  • Степень решенности задач текущего уровня корпоративной культуры.
  • Уровень рассогласованности корпоративной культуры и бизнес-целей компании.
  • Ценности руководителей компании и их соответствие уровню корпоративной культуры.
  • Потенциал руководителей к изменениям.

Только после диагностики можно начинать планирование работ по трансформации корпоративной культуры.

Важно понимать, что не только планирование трансформации, но и диагностика требует профессионального подхода и тут уместно будет пригласить специалистов по развитию компаний, внешних консультантов, коучей, фасилитаторов. Со стороны, непредвзято, провести диагностику и подготовить «рецепт» намного легче, чем делать это изнутри. Крайне сложно поставить диагноз самому себе, к тому же это займет слишком много времени, если этот процесс не организовать. К примеру, далеко не каждая компания знает свои стратегические цели. Как рядовые сотрудники, так и топ-менеджеры. Бывает, что спросив нескольких ключевых руководителей, каковы основные стратегические цели компании, можно услышать совершенно разные версии.

Однако есть компании, которые справляются с пересмотром корпоративной культуры самостоятельно. Воодушевляющие примеры есть в литературе – Google, Facebook, Twitter, Netflix. В ближайших статьях я остановлюсь на этом детальнее.

Кстати, вопрос о целях компании может стать частью диагностики корпоративной культуры. В ближайших материалах я расскажу о некоторых методах диагностики корпоративной культуры.