Найти тему

Загадка культа Чунского Коня. Заключительная часть. Статья по архивным документам и исследованиям.

Итак, третья часть статьи. Предыдущие ищите по ссылкам:

Первая часть.

Вторая часть.

А еще меня насторожило то, как они на бога акцент делали. Зная о том, что был строгий запрет на любые языческие проявления, вполне возможно, что крестьяне просто боялись говорить пришлому, да еще и грамотному человеку. Сами они все как один были безграмотны, о чем в описании Чеканинским отметки сделаны.

Источник http://www.kkkm.ru/posetitelyam/stati-i-publikacii/sibirskaya-semya-v-xix-veke-test
Источник http://www.kkkm.ru/posetitelyam/stati-i-publikacii/sibirskaya-semya-v-xix-veke-test

Один из крестьян, опять же указывая на тунгусов, сказал, что у них всячина всякая из железа наделана - грабли, птицы, тринолиды. Что такое тринолиды - не знает даже этнограф. Если у вас есть мнения - жду в комментариях. А еще были "статуи и привилегии наделаны, им молились". Что за привелегии? Тоже загадка истории.

Интересно, что один крестьянин, Виктор Смолин, 50 лет, неграмотный, житель деревни Выдрина, вспомнил обряд:

Примѣрно раньше тунгусы примѣнялись къ охотѣ: езливъ идутъ въ тайгу, то подойдутъ къ огню (костру) и по пышкаиыо, али тамъ по тресканыо угольевъ узнаютъ, повременить али итти на охоту.
Источник - "Этнографическое обозрение Императорского общества Любителей Естествознания, Антропологии и Географии, 1914 год"

Но в самой деревне Березовой, где и был обнаружен тот самый культ коня, воспоминания более интересные. Сам владелец коня вот что говорил этнографу:

Алексѣй Федоровичъ Тшверзинъ (бывшій владѣлецъ коня), 75 лѣтъ, неграмотный.
Дѣдъ его, Федоръ, былъ тунгусъ-шаманъ.
„Тряпицы въ оградѣ сожгли, а гля чё мы и не знамъ. А онъ (конь) былъ увёрнутъ въ тряпицы. Вѣстимо ляжалъ и ляжи, не мной заведено, не мной и брано. Приставъ сказалъ, што посадятъ въ острогъ, а Шеровъ промольчалъ. Перво хотѣли въ тотъ анбаръ, а ІІІеровъ гытъ (говоритъ) въ етотъ, ну и взяли. Нихто изъ насъ дажо и никовда и не молился. Да чё коню-деревяшкѣ моли(тца), вять (вѣдь) онъ ня Вохъ. А такъ ня трогали яво—боялись шамановъ"
Источник - "Этнографическое обозрение Императорского общества Любителей Естествознания, Антропологии и Географии, 1914 год"

Так что же выходит - был конь? Да просто пристав запугал острогом. А кому же хочется в острог? Даже если за идола своего? По всему выходит, что тайну культа коня хранили не только в Березовской, но и по всей Чуне.

Источник http://www.kkkm.ru/posetitelyam/stati-i-publikacii/sibirskaya-semya-v-xix-veke-test
Источник http://www.kkkm.ru/posetitelyam/stati-i-publikacii/sibirskaya-semya-v-xix-veke-test

Эту же версию доказывает и еще одно воспоминание очевидца. Приведу без исправлений, а то искажения получится. Тут же важно все - и говор, и подача.

Филиппъ Алексѣевичъ Кавершнъ, сынъ Алексѣя, 43 лѣтъ, неграмотный:
„А было, правда баринъ, было. Конь наряжоной въ тряпицахъ, хвос(т)ъ и грива конячій увёрченъ тряпицами, нлатки на ёмъ одѣты были. Самъ онъ сдѣланъ изъ дерева поларшина длины да вотъ естолько пе болѣ (^J вышины, у ево звончикъ (колокольчикъ) на шеѣ. Стоялъ въ анбарѣ. Былъ онъ тунгусской, а хрес(т)ьяна не молились ёму. Отцовъ дѣдушка, звали ево Федоръ, былъ ясашный шаманъ, а чудь прежъ велась, вотъ дѣдушкомъ отцовымъ и былъ (конь) оставленъ въ анбарѣ. Приставъ становой и Шеровъ (Шеръ) силкомъ вломились въ анбаръ и достали ево оттудова, a тряницы сожгли. Сорокъ верстъ отъ Бярёзовой и чичасъ живутъ въ избахъ тунгусы. Нонче и у ихъ ужъ нѣтъ етова, а было ето давно-давненько"
Источник - "Этнографическое обозрение Императорского общества Любителей Естествознания, Антропологии и Географии, 1914 год"

По всему выходит, был конь. ДА инженер Шер еще и часть его сжег, уничтожил, паразит) Вот ведь как для музеев экспонаты собирали?

И другие крестьяне подтвердили. Не хотели коня Шеру отдавать. Да он пришел с приставом. Чуть замок не поломали на двери. Как тут не откроешь? А крестьян в этот момент пристав не пустил к месту изъятия коня, пообещав каждому, кто сунет свой нос куда не положено, в острог загреметь.

Откуда взялся конь и как появился культ коня?

Эта часть статей для самых терпеливых и любознательных, кто до конца добрался. Итак, вот она развязка.

Делали коней тунгусы, увешивали их тряпочками, шаманили. Могли и беду отвести, могли охоту улучшить. Могли и с другими просьбами справится. В деревне Березовой, где начался этот переполох, было три таких коня, оставшихся от дедушек-шаманов. Но молодое поколение или сильно напуганы были, или просто не совсем понимали механику использования коней.

Вот еще из воспоминаний:

Матвѣй Алексѣевичъ Еаверзинъ, братъ Филинна, 40 лѣтъ, неграмотный
„А раньше-то жили у насъ шаманы, ну да и отцовъ дѣдушка Федоръ былъ тожо тунгусъ, вотъ отъ ихъ конь етотъ и остался. Наши то боя(т)ца шамановъ, вотъ и не трогали етова коня, думали што шаманъ-этъ мстить будётъ, али тамъ чё въ домашности ня ладно будётъ. Такъ и ляжалъ у насъ конь-этъ въ анбарѣ увертанъ тряпицами, отецъ яво и ня трогалъ, покуль Шеровъ со становымъ съ приставомъ силкомъ (насильно) ня взяли. Впярётъ хотѣли замки ломать, да ужъ тятя емямъ отперъ, тожно они взяли коня. На дяревнѣ ешшо были два коня таки жо, ихъ тожо боялись. ня трогали, а узнали, што Шеровъ силкомъ отыматъ тятинова коня, то взяли тайкомъ и побросали ихъ въ воду (въ Чуну). А прежъ то езливъ заболитъ человѣкъ, али тамъ по домашности ня ладно: корова ли уйдетъ въ лѣсъ, али тамъ конь убѣжитъ съ голкомъ, чичасъ жо къ шаману. Онъ наздяётъ на себя разны залѣзны вражки, коньки тамъ, олени съ рогамъ, ну да чепухи разной, стянётъ (во)кругъ коня и шаманитъ. А топерь етова ня стало. Мы ихъ (шамановъ) вправду вняротъ боялись, а топерь езливъ носули(т)ца похиместить (извести, изурочить) али тамъ испортить человѣка— изобьютъ ево, ну больше и не сули(т)ца. Прежъ-то Аліай шаманить здоровъ былъ, а топеря-то Ерошка-шаманъ, годовъ ему подъ пя(ть)десятъ, а то и менѣ. А наши-то хрес(т)ьяна ни товда и ни топерь конямъ не молились. А боя(т)ца то боялись, которы ешшо и чечасъ боя(т)ца".
Источник - "Этнографическое обозрение Императорского общества Любителей Естествознания, Антропологии и Географии, 1914 год"

Лично мое мнение - людьми двигал страх в первую очередь. Итак в непростых условиях живут. А подводить семью и попадать в острог - та еще развлекуха. Уж лучше не болтать, максимум себе шаманить, а людей не принимать. Не доведет до добра.

Ермилъ Глѣбушковъ Халевинъ, 56 лѣтъ, неграмотный:
„Тунгусы то шаманилп по коню, а хрес(т)ьяна то не молились ёму. Да ето дѣдушковъ Федора ешшо конь то былъ, а не ихной. Шеровъ у ихъ перво торговалъ (покупалъ)-не продали, тожно ужъ силкомъ съ приставомъ они добыли коня-то въ анбарѣ, имямъ отпёръ дѣдушка Ляксѣй. Задѣвать коня посля шаманс(т)ва нельзя, потому Ляксѣй и не трогалъ ево.
Мнѣ доводилось видѣть, какъ на коней шаманятъ. Шаманилъ Амай въ Бярёзовой, да старикъ былъ, померъ года 3—4 назать. Возьмётъ онъ пярётъ (впереди) себя коня поставитъ, увѣшаетъ ево тряпицами и себѣ глаза завѣситъ платкомъ, сидитъ бормочёгъ, потомъ и скачётъ. А шаманилъ онъ— фартъ на охоту дѣлалъ, штобы болѣ добычи было"
Источник - "Этнографическое обозрение Императорского общества Любителей Естествознания, Антропологии и Географии, 1914 год"

Да еще поверие было, что если до предмета шаманства дотронутся, не являясь притом самим шаманом, то не избежать плохих последствий. Вот люди закутывали идолов и убирали с глаз долой подальше. А что с ними делать - не знали, не ведали. Об этом же говорит воспоминание одного из жителей:

Село Нетропавловское 1 ). Гргыорій Глѣбовтъ Халевшъ, братъ Ермилы, 41 года, неграмотный:
„Co старины былъ конь, ему хрес(т)ьяна не молились, a вотъ тунгусы-то — нехристь, можотъ и молились, потому у ихъ разны залѣзны надѣланы птички и звѣри, они (тунгусы) емя и поклоняіо(т)ца, шаманятъ. А въ етихъ-то тунгусскихъ залѣзкахъ и въ коню-то вреда живётъ: езливъ ихъ потрогашь, то человѣка спѣхнстъ къ смерти, къ рылу ноги притянётъ".
Источник - "Этнографическое обозрение Императорского общества Любителей Естествознания, Антропологии и Географии, 1914 год"

И сказывали о страшных случаях. кто к коням или другим предметам прикасался и что было с ними. Предметы эти называли вражками. Думаю, сперва божками назывались, да переименовалось потом. Очень у нас язык переменчивый.

Был в тех местах купец Глобов. Он скупал вражков для интересу у тунгуски Агаши. По прошествии времени сын купца, Вениамин ("Анеминъ") "сдурел да помер".

Еще рассказывали крестьяне о том, что шаманы завесят лицо "залесками", на которых олени, кони и птицы. А сами в барабан бьют и медвежью лапу держат. Шаманят.

К амбару, в котором у Алексея крестьянина лежал тот самый конь, Алексей даже племянницу не пускал, из страха, что девушка заболеет. Шаманы предупреждали, что если человек нечистый подойдет, прикоснется, то хворь на него нападёт. Нечистый - конечно же в смысле помыслов и душевных историй.

Про деда - хозяина коня - в соседних деревнях говорили так:

Касьян-шаман лечил любые хвори. Вот заболел человек. Позвали Касьяна. А тот шаманит и говорит, что больной с вражками знался от того и захворал. Вот Касьян нашаманит - больному и легче становится.

Выводы, сделанные этнографом, таковы, что конь был, но к русским культам коня его, конечно же, относить нельзя. Конь то тунгусский, шаманский. А внук Касьяна стал к тому времени именовать себя русским, презрительно говоря о предке. Как полагаю, тоже от страха. Проще откреститься было от деда и его делишек, чем в острог попадать.

Если хотите узнать то, о чем нигде не пишут, приглашаю подписаться на канал Избушка.