Наши привычки представляют собой не что иное, как упорядоченную связь нейронов.
Каким бы грандиозным количеством нейронов не обладала кора нашего головного мозга, к 30 годам 95% из них образуют устоявшуюся структуру. Структура этих связей определяет каждую особенность нашей личности. Именно поэтому человеку так тяжело менять свое поведение в сознательном возрасте.
Фактически каждый шаг мы совершаем в режиме «автопилота». И это касается не только физических действий, но и эмоций. Эмоции, которые мы часто испытываем, складываются в настроение. Настроение, в котором мы чаще всего пребываем, образует свойственные нам черты характера. Черты нашего характера ярко описывают особенности нашей личности. Часто мы уверены, что принимаем взвешенные решения. Однако в подавляющем большинстве случаев мы реагируем в свойственной себе манере, не особо вдумываясь в то, что мы делаем.
Работа мозга — крайне энерго затратный процесс. Мозг стремится к минимизации числа принимаемых решений, отдавая их на выполнение в бессознательном режиме. Мы часто слышим о том, что во всем нужно искать свои преимущества. Наступил в лужу — не расстраивайся, а радуйся тому, что не наступил на собачью какашку. Это очень грамотный совет, но образ своих мыслей одним махом не изменить. Между определенными стимулами и реакциями годами образуется проекция нейронных связей. Если на протяжении нескольких лет мы варили кофе и открывали ленту социальных сетей, то нам будет сложно с завтрашнего дня открыть вместо привычного instagram книгу.
Взрослый человек меняет свое поведение в двух случаях:
1. Сильный стресс рушит давно образовавшиеся нейронные связи, появляется возможность собрать их в новый узор. Чтобы получить такой сильный стресс, нужно пережить достаточно травмирующее событие (увольнение, развод, уход из жизни близкого человека). Никто не пожелает менять свое поведение, прибегая к такому способу. Кроме того, разрушенные нейронные связи под воздействием прежней среды собираются в прежнюю картину. Человек продолжать жить в той же квартире, ходить в тот же магазин, общаться с теми же людьми и со временем жизнь возвращается в прежнее русло.
2. Осознанное повторение одних и тех же действий, пока не образуются новые связи. Сварил утренний кофе — открыл книгу. Новая нейронная связь будет выглядеть как хлипкий подвесной мостик рядом с железобетонным восьми полосным мостом прежней привычки скролить ленту социальное сети, почувствовав запах кофе. Построить новую привычку, это как пустить реку по новому руслу. Стоит лишь ненадолго отвлечься и река сметет все наши хлипкие рукотворные плотины и вернется в свое русло. Однако этот титанический труд точно оправдан.
Хорошая привычка, как депозит с капитализацией. В первые месяцы начисленные проценты могут показаться смехотворными. Но уже через 7 лет наши вложения удвоятся. А через 20 лет остаток на нашем счете превзойдет первичное вложение в 7 раз. И это при условии, что нам не придется вносить на счет за это время ни рубля. Хорошие привычки приносят нам стабильный доход без каких либо усилий с нашей стороны. И напротив, плохие привычки, как микрозаймы, безжалостно вгоняют нас в долг каждый день, особо не спрашивая нашего согласия. Мгновенные удовольствия часто приходится оплачивать годами. В краткосрочной перспективе разница между хорошими и плохими привычками — 100 рублей. В перспективе 10 лет — миллионы рублей.
Владимир Горовиц: «Если я не сажусь за рояль один день, то последствия этого замечаю только я; если я не играю неделю, то последствия этого замечает моя жена; если же я не практикуюсь месяц, то это замечает весь зал».
А не слишком ли мы высокого мнения о своих талантах?
Современный человек избалован словами: «Ты уникален, ты неповторим, ты талантлив, перед тобой открыты все двери, ты можешь все». Некоторые люди настолько поверили этим словам, что забыли о необходимости трудиться для достижения результата.
Смотришь на свою страницу в социальной сети и видишь, что ты действительно неплох. Затем смотришь на страницы своих друзей и видишь, что счастье обходит тебя стороной. Чаще всего вывод один: мир не справедлив. Вывод о том, что нужно лучше себя организовывать и усердней трудиться, приходит реже.
Мысли о всемогуществе человека безосновательны. Относиться к себе слишком серьезно не стоит. На Земле живет более 7 миллиардов людей. Чем твои 1,5 — 2 кг. мозга отличаются от 1,5 — 2 кг. мозга других людей? А сколько людей жило на планете до нас и сколько будет жит после нас?
Ничего особенного в каждом из нас нет. Мы воспитаны в соответствии с культурой того места, в котором родились. Мы пользуемся языком, в котором ни одного слова не придумали. Мы размышляем идеями, которые у кого-то позаимствовали. Если нас лишить культурной среды и воспитания, мы мало чем будем отличаться от кроманьонца. Психика каждого человека собрана из ограниченного количества психотипов. Глупо верить в то, что одной лишь нашей исключительной исключительности и уникальной уникальности достаточно для того, чтобы перед нами открывались все двери. Желающих через чур много. Внезапное чудо не изменит нашу жизнь. Даже если оно произойдет и мы выиграем миллион долларов, не имея опыта управления такими деньгами, все быстро вернется на свои места. Есть разница между понятиями «привести себя в форму» и «оставаться в форме».
Наши достижения в любой области зависят от многих факторов, но талант занимает среди них точно не первое место. Более важным фактором однозначно является дисциплина. Любая гениальность — это стабильная и продолжительная тренировка. Эйнштейн и Гладуэлл в один голос утверждали то, что для достижения гениальности в своем деле необходимо 10000 часов труда. Причем не достаточно бездумно повторять одни и те же действия тысячи раз. Необходима рефлексия и непрерывный поток новых идей, бездонным источником которых являются книги.
Чтобы качество жизни росло, нужно что-то делать для этого, нужно инвестировать в себя. Гениальные идеи, прибыльные проекты не появятся сами собой. Нужно непрерывно ежедневно тренировать свой мозг, работая с качественной литературой. Не всегда есть силы и желание для этого. Тем не менее, мы не должны давать себе только то, чего хотим. Представьте ребенка, которому заботливые родители дают только то, что он просит: сладости и мультики. Иногда ребенку следует давать не только то, что он хочет, а еще и заинтересовывать его в том, что ему действительно нужно: овощи, развивающие игры, забота о животных и т.д. К своему воспитанию мы должны относиться ничуть не халатней, чем к воспитанию детей. Какими бы талантами не наградила нас природа, ради высокого качества жизни придется потрудиться.
Если пропустить один денек, ничего страшного не произойдет?
«Я не поддамся искушению».
«Я не устану».
«Мой энтузиазм не иссякнет».
«Я не буду отвлекаться».
«У меня еще есть масса времени».
«Ничего неожиданного не произойдет».
Сколько бы раз подобные мысли нас не подводили, мы продолжаем оставаться им преданными. Мы катастрофически недооцениваем влияние внешних факторов на наши планы. Каждое непредсказуемое событие маловероятно. Но огромное количество этих маловероятных событий приводит к тому, что эти события происходят постоянно. Мы не можем избежать влияния этих событий на наше поведение. Но мы должны выбирать тот контекст, в котором нашей привычке ежедневно работать с книгами ничего не будет угрожать.
Согласно теории разбитых окон, люди совершают плохие поступки там и тогда, где это уместно, даже если они были не намеренны этого делать. Выбросить фантик на забитой мусором автобусной остановке проще, чем на вычищенном щеточкой тротуаре. Человеку гораздо проще быть категоричным, чем сдержанным. Как использовать эту особенность для формирования привычки чтения? Читать каждый день без исключения! В хорошую погоду и в плохую, в понедельник и воскресенье, в отпуске и когда на работе завал, когда энергия бьет ключом и когда болеешь. Не должно быть ни единого исключения, ни единого фантика на автобусной остановке, чтобы не искушать себя лишний раз.
Даже если мы работаем с книгами уже несколько месяцев подряд, не пропуская ни одного дня, мы должны осознавать, что наша новая привычка до сих пор уязвима. После фразы «пропущу денек» следует потеря недель труда. Мы слишком быстро забываем, каких усилий стоила нам ежедневная работа по формированию привычки. Пережитые трудности быстро стираются из нашей памяти. Это превосходный механизм защиты нашей психики. Но этот механизм не способствует обретению новых положительных привычек. Он делает искушение безобидным в наших глазах. Нам начинает казаться, что все проще, чем на самом деле. Мы начинаем вставать попозже, в твердой уверенности, что найдем полчаса на книгу вечером. Начинаем играть с огнем непредсказуемости внешней среды. А стоит нам по независящим от нас причинам пропустить чтение несколько дней, как по закону разбитых окон наша привычка превращается в руины.
Нужно чаще думать о том, зачем нужна привычка ежедневного чтения. Изменения должны стать частью нашей личности. Как только это произойдет, нам больше не придется прилагать сознательные усилия для работы с книгами. Нам будет сложно обойтись хотя бы один день без новых идей и эмоций, которые мы получаем из книг.
Что такое нейрохакинг?
Наша личность устроена по принципу «все или ничего». Невозможно быть наполовину целостным, так же как и наполовину беременным.
Мы помним только те события и только в том ключе, которые соответствуют нашему сегодняшнему Я. Мы умеем не только искажать свои воспоминания, но даже произвольно создавать их. Люди помнят, что болели за победившую команду, даже если не смотрели матч. Все для того, чтобы чувствовать себя целостным. Если мы будем относиться к себе, как человеку читающему, то никаких сложностей на пути формирования привычки у нас не возникнет. Вопрос в том, как убедить себя, что я человек читающий.
Существует два способа:
Первый способ — постоянно твердить мантру: «Я люблю книги, я работаю с ними каждый день, это делает мою жизнь наколенной и глубокой и т.д.». Скорее всего такой способ действительно кому-то подойдет. Попробовать точно стоит. Мне же больше по душе второй способ.
Второй способ — нейрохакинг. Популярно мнение о том, что для изменений в поведении достаточно волевого решения, за которым последуют новые действия. На практике часто происходит совсем наоборот. Мы начинаем что-то делать по-новому и позволяем мозгу подумать над этим. Утверждение «измени мышления — действия подстроятся» не работает. На практике работает утверждение: «Измени действия — мышление изменится». Просто начни делать то, что делают все читающие люди. Составь список книг, изучи отзывы, познакомься с биографией того или иного автора, возьми книгу в дорогу, сделай первые заметки о прочитанном в приятном блокноте и т.д.
«Чтобы поверить в добро, нужно сначала делать его». Л.Н. Толстой
Мы часто принимаем решения, основываясь на том, что думаем о себе. Собраться с силами и сесть с книгой за стол или отложить чтение на завтра и немного расслабиться? Ответ отчасти зависит от того, кем человек себя считает и как он поступал в аналогичных ситуациях в прошлом. Если раньше человек всегда проявлял стойкость, он захочет поддержать этот образ, будет бороться и выдержит. Логика здесь следующая: «Если я делаю что-то без давления, то это наверняка для меня важно». А если это важно, то надо продолжать.
Ошибочно полагать, что наше мнение о себе формируется исключительно внутри нас. Мы делаем сознательные выводы, опираясь на реакции нашего тела. Чтобы почувствовать себя уверенней, достаточно выпрямиться и расправить плечи. Если нам понравился какой-то человек, то у нас расширяются зрачки и розовеют щеки? Нет, все ровным счетом наоборот. Мы видим человека, у нас розовеют щеки и расширяются зрачки и по этим признакам наше сознание делает вывод: «Этот человек мне нравится». Мы ориентируемся на изменения нашего эмоционального и физиологического состояния при принятии решений, а не на разум. Если я улыбаюсь, значит все движется в правильном направлении. Люди, которым ботекс не дает хмуриться, реже страдают депрессиями. Если мы делаем то, что делают все читающие люди, мы думаем о себе как о читающем человеке. Никак не наоборот.
Чем дольше человек работает с книгами, тем проще ему продолжать. После полугода регулярного чтения перед вами не встанет вопрос, брать сегодня книгу в руки или нет. Вы будете воспринимать себя, как человека, регулярно читающего, а регулярно читающие люди не думают над тем, взять книгу в руки или нет.
Как помочь ребенку читать книги, используя нейрохакинг?
5 нейроуловок:
1. Добивайтесь маленьких одолжений в свой адрес.
Не стоит прилагать особое усердие в формировании привычки чтения у ребенка. Сила действия всегда равна силе противодействия.
«Тот, кто однажды сделал вам добро, охотнее снова поможет вам, чем тот, кому вы сами сделали одолжение», Франклин.
Мы больше ценим не тех людей, которые помогают нам, а тех, которым помогаем мы.
Если нужно, чтобы другой человек сделал то, чего вы от него хотите, начните с маленьких одолжений. Попросите ребенка прочитать вам на ночь абзац другой, нарисовать для вас главного героя книги и прочее. Искренне поблагодарите за те усилия, которые предпринял ребенок. Признание приятно каждому. Этот же трюк является лучшим способом помириться. Он является контр интуитивным, но действенным. Вместо того, чтобы пытаться всеми силами загладить свою вину, обратитесь с просьбой к человеку, перед которым вы провинились. Сложно сохранять обиду на человека, которому помогаешь.
2. Формируйте подходящую среду.
Хотите, чтобы ребенок стал более отзывчивым, займите его тем, чем занимаются отзывчивые дети. Свозите его в питомник для бездомных животных и поухаживайте за ними. Станьте вместе с ребенком волонтерами на предстоящем городском забеге и т.д.
Хотите, чтобы ребенок больше читал, чаще бывайте в книжных магазинах. Покупайте не только полезные книги, но и просто приятные на ощупь, красивые, интересные издания. Даже если в книге нет ни одной буквы, она не перестает быть книгой. Любовь к перелистыванию страниц формируется с первого года жизни.
3. Будьте примером.
Меньше пользуйтесь при ребенке телефоном и планшетом, чаще держите в руках книгу. Никакие слова не потребуются. Дети делают не то, что мы им говорим делать, а то, что делаем мы сами.
4. Помогите ребенку сосредоточиться.
Если ребенок вспоминает о чтении, как о занятии, во время которого он летал в облаках, то он воспринимает чтение скучным занятием. Если во время чтения ребенок был сосредоточен, то его отношение к процессу меняется на позитивное. Задавайте ребенку во время чтения уточняющие вопросы. Эмоционально реагируйте на повороты сюжетной линии. Интересуйтесь предположениями ребенка о том, как будут разворачиваться события дальше и т.д.
5. Поймайте ребенка на его желании открыть книгу.
Сделайте так, чтобы ребенок сам продемонстрировал свое желание открыть книгу, поймайте этот момент. «Ну ок, хочешь почитать — почитай, только не долго, нам на прогулку скоро идти». Мы всегда являемся приверженцами тех решений, которые принимаем сами. Эффект IKEA — мебель, которую мы собрали самостоятельно, на которую потратили свои силы, гораздо лучше той, которая продается готовой. Книга, которую мы сами захотели почитать, гораздо интересней остальных.
Как и зачем развивать дисциплинированность?
Жизнь в 21 веке безопасная и сытая. Мы старательно лишили себя всех натуральных стрессов. Будучи лишенными естественных мотиваторов, мы вынуждены воспитывать в себе дисциплину, чтобы наше тело и разум не атрофировались.
Убегать от саблезубого тигра было увлекательней, чем ходить в тренажерный зал и следовать плану тренировок из месяца в месяц. Придерживаться строгой диеты сложнее, чем обходиться скудным рационом при отсутствии пищи. Сохранять пытливость ума сложнее, когда это не влияет на вероятность выживания.
Даже человек, закрытый пандемией в своей квартире, заказывающий доставку продуктов и товаров со всего мира прямо на порог своей квартиры, имеет гораздо больше определённости, чем крамоньонец на охоте. Мы загнали сами себя в западню. Нам не нужно ничего делать для выживания, а ничего не делать нам нельзя. Дисциплина — то что помогает нам поддерживать жизненно необходимую активность, когда для этого нет никаких оправданных с точки зрения эволюции причин. Уровень развития современного общества сделал нас инфантильными, породил огромное количество офисных иждивенцев, эгоцентричных, обидчивых, не умеющих брать ответственность. Дисциплина — антоним инфантильности.
«Вокруг нас ходят дети с телами взрослых, но детской психикой, остановившейся на уровне 7–13 лет», — Павел Михайлович Родимов.
Дисциплина определяет качество жизни современного человека в большей степени, чем эмпатия, интеллект и харизма. Дети, которые в 4-х летнем возрасте оказались способны ждать 15 минут, чтобы получить 2 зефирки вместо 1, но сразу, в 14 лет оказались гораздо более успешны и в учебе, и в личных достижениях.
Дисциплинированный человек:
- часто имеет хорошую репутацию, всегда выполняет свои обещания,
- избегает лишнего стресса, минимизируя форс-мажоры, грамотно управляя своим временем и задачами,
- не сворачивает с намеченного пути, добивается результатов в любом начинании, побеждает в конкурентной борьбе за счет своего упорства,
- успевает больше, делая свою жизнь разнообразней, ярче, счастливей.
Дисциплинированный человек не только умеет говорить нет соблазнам. Он так же умеет говорить «да» даже тем делам, которые ему не нравятся, но которые принесут результат в долгосрочной перспективе. А еще дисциплинированный человек никогда не забывает, ради чего он терпит временный дискомфорт, жертвует сиюминутными удовольствиями. Способность контролировать свои импульсивные порывы — это и есть мудрость. Мудрый человек понимает, что если ему тяжело шагать, то он идет в гору. Дисциплина — ключевой навык формирования привычки.
Единственный способ стать дисциплинированным — тренироваться. Дисциплина как мышца, чем больше ее упражняешь, тем сильнее она становится. Дисциплина — это систематическое повторение действий. Музыкант, репетирующей выступление из раза в раз, тренирует дисциплину. Спортсмен, выполняющий тяжелые тренировки из года в год, тренирует дисциплину. Продавец, без устали набирающий телефонные номера своих клиентов, тренирует дисциплину. Осознанный человек, читающий одну книгу за другой, тренирует дисциплину. Тренированный человек лучше понимает свой организм. Он знает, что первые признаки усталости, это не повод ложиться в кровать с охапкой конфет и планшетом. Усталость — это всего лишь шутка нашего разума над телом. Таким образом наш мозг защищает нас от возможного переутомления. При этом пределы нашего самоконтроля очень условны. Нам всегда кажется, что мы устали до того момента, как это на самом деле произошло.
Лень — это привычка отдыхать до того, как ты устанешь. Жюль Ренар
Не стоит обращать особого внимания на первые признаки усталости. Нужно продолжать вычеркивать сделанные дела из списка «важное», пока они не закончатся. А после этого можно наградить себя прогулкой, приятным общением и хорошей книгой.
Если совсем нет сил взяться за дело, можно разогнать себя простыми действиями: помыть посуду, разобрать документы на рабочем столе, ответить на сообщения. Главное на этом не остановиться и вовремя перейти к выполнению основных задач.
Что делать, если сорвался?
Сформировать хорошую привычку с первого раза удается только в одном случае из пяти. В подавляющем большинстве случаев людям приходится делать это методом проб и ошибок. Что совершенно не эффективно, т.к. ошибки на этом пути встречаются существенно чаще, чем успехи. За привычки приходится платить гораздо больше, чем кажется изначально. Вместо 21 дня на формирование привычки чтения уходит, как правило, полгода.
Нужно быть готовым к сложностям. Эти сложности будут появляться все сразу и в самый неподходящий момент. Формирование привычки — процесс не прямолинейный. Развитие всегда происходит по спирали. Периоды, в течение которых вы не будете открывать книгу, неизбежны. Но это не повод отказываться от своей цели. «Снова я забросил чтение книги, видимо это не мое, значит я могу расслабиться. Я сделал все, что мог». Подобные мысли — ошибка. Решение отказаться от книги приведет к крупным последствиям и дорого нам обойдется.
Благодаря неудачной попытке мы стали опытнее, что повышает наши шансы в следующей попытке. Более того, отсутствие идеального результата не значит полного отсутствия результата. Лучше выполнить цель на 30%, чем вообще не начать ее выполнять. Наша дисциплина получила хорошую тренировку, и это тоже хорошая новость.
Лучшее, что мы можем сделать, если попытка сформировать привычку не удалась:
1. Проанализировать, что же все-таки получилось и поблагодарить себя за работу.
2. Понять, что послужило причиной срыва. Постараться найти способы избежать подобных трудностей в будущем.
3. Предпринять еще одну попытку сформировать привычку. Даже если это уже пятая попытка, с вами все в порядке. Вы не одиноки в своих неудачных попытках. Редко кому удается сформировать привычку быстрее, чем за 5 попыток.
Дисциплина — это источник свободы. Сила возникает там, где есть ограничения. Тренируйте свою дисциплинированность. Это навык является ключевым в области формирования привычек и повышения качества жизни.