Всем привет!
Мы продолжаем рассказывать о знаменитых соотечественниках, оставивших след в истории. Речь пойдет об авиаконструкторе Павле Сухом.
Он родился в 1895 году в Глубоком (Виленская губерния) - сегодня это Витебская область Беларуси. Отец будущего легендарного авиаконструктора был выходцем из крестьян - односельчане так уважали его за ум и знания, что собрали ему денег на обучение. В дальнейшем это позволило отцу Павла Сухого перебраться в город, а самому Павлу в последующем - стать гимназистом.
Мир, возможно, так никогда и не увидел бы легендарных самолетов "Су", если бы не случай: однажды Павел Сухой, возвращаясь домой, увидел полет самолета "Фарман", которым управлял Сергей Уточкин - один из первопроходцев в области русской авиации.
Это зрелище потрясло Сухого. Он влюбился в самолеты, и сразу понял, чем будет заниматься в жизни.
В 1914 году Сухой попытался поступить в Московское императорское техническое училище - в начале прошлого века это было единственное место в Российской империи, где учили "техническим вопросам воздухоплавания". Документы на поступление передали через родственников. Но те подстраховались - отдали в комиссию копии, а оригиналы сохранили у себя. Правила училища этого не допускали, и Сухого в итоге не приняли.
Но он не пал духом, и все равно поехал в Москву, поступил в Московский университет, а через год успешно сдал экзамены в Техническое.
Во время учебы пришлось "взять паузу" на Первую мировую и Революцию. Но в 1921 году Сухой смог продолжить обучение. Его талант заметили. Спустя три года Андрей Туполев пригласил Сухого к себе в Центральный аэрогидродинамический институт.
Защитив диплом на тему «Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил» Сухой получил работу инженера в конструкторском отделе при институте. Очень скоро он дорос до заместителя главного конструктора.
Одним из первых ярких проектов, реализованных Павлом Осиповичем и его командой, был самолет АНТ-25 (1933 год), предназначенный для длительных перелетов. Самолет отличали удлиненные крылья. Именно на этой машине Чкалов и Громов поставили несколько рекордов дальности. И это на "АНТ-25" был осуществлен знаменитый перелет в США через Северный полюс.
В середине 30-х годов СССР понадобился легкий бомбардировщик. Был объявлен конкурс, который выиграл Павел Сухой со своим проектом бомбардировщика Су-2. В дальнейшему эта первая "сушка" великолепно показала себя, а Сухому позволили создать свое собственное конструкторское бюро.
Самолет запустили в серию (всего изготовили без малого 1000 штук "Су" с учетом модификаций), а Павел Сухой получил степень доктора технических наук - без защиты диссертации.
В судьбе авиаконструктора были темные страницы. Одна из них - закрытие собственного КБ. Это произошло в 1949 году по причине аварии истребителя-перехватчика Су-15. Вины Сухого и его команды в этом не было, да и летчик не пострадал, и все же чиновники подстраховались. Это был шаг назад. Большая потеря в возможностях для конструктора, который к тому моменту уже работал над реактивной авиацией.
И снова все изменил случай. В 1953 году советским военным удалось раздобыть трофей - американский реактивный истребитель. На его изучение бросили Сухого, вскоре его КБ возродили.
В дальнейшем Павел Осипович разрабатывал сразу два направления сверхзвуковых самолетов. Они носили два наименования: "С" - для машин со стреловидным крылом и "Т" - для машин с треугольным крылом.
Специалисты, которым доводилось работать с Павлом Сухим, отмечали его глубокие энциклопедические знания, необыкновенное внимание к деталям. При этом несмотря на строгий научный подход, он верил... в магию числа 101. Чем объясняется - неизвестно. Но если во время испытаний модель разрушалась, например, на отметке 102% предельных расчетных характеристик, конструкцию отправляли на переделку.
О Сухом говорили, что он полностью оправдывает свою фамилию на уровне личных отношений: очень спокойный, вежливый, но при этом безэмоциональный. Коллеги отзывались о нем так: "Для нас он недосягаем, словно летящий на сверхзвуковой скорости истребитель".
С момента смерти Сухого прошло более 45 лет. Конструкторское бюро его имени продолжает работу. Именно его специалисты сконструировали считающийся лучшим в мире по своим тактико-тактическим данным, а также вооружениям самолет Су-57. Боевую машину только-только начали поставлять на вооружение российских ВВС. Аналогов этим самолетам в мире нет.
Именно "Су", наравне с "МиГом", сегодня составляет главную ударную мощь российских ВВС. И в основе всего этого - гений Павла Сухого.
Ставьте лайк, если испытываете чувство гордости за достижения советских ученых и конструкторов!
Спасибо за подписку на наш канал.