Медицинская служба Красной Армии в начале войны не успела вовремя обновиться. Как замечали ветераны первые полтора года войны мешали устаревшие правила представления о деятельности медицинской службы. В боевой обстановке приходилось подчиняться жесткой регламентации.
Чтобы сохранить здоровье раненых и быстрее вернуть их в строй, требовалась четкая организация работы всех военных медиков. Это выражалось в рациональном расположение госпиталей и медсанбатов, правильным выбором путей эвакуации, применением обоснованных методов лечения. Всеми этими службами нужно было научиться маневрировать.
Стратегическая задача медицинской службы является возвращение в максимальный срок большое количество раненых к их полноценной жизни, предотвращение вспышек массовых заболеваний.
Поэтому наиболее надежным санитарным транспортным средством, особенно во время метелей и снежных заносов, оказались сани, причем не только для доставки раненых на полковые медицинские пункты, но нередко и для их эвакуации из ПМП на дивизионные медицинские пункты. Вот почему в ходе контрнаступления под Москвой стала отчетливо ощущаться необходимость иметь соответствующие средства усиления в составе вышестоящих звеньев медицинской службы. Таким средством стали включенные в состав сил и средств медицинской службы армий конно-санитарные роты.
Согласно данным отчетов за декабрь 1941 г. объем и характер оказываемой на ДМП хирургической помощи были различными. Из всех видов квалифицированной хирургической помощи преобладала хирургическая обработка ран, тогда как раненых, нуждавшихся в хирургической помощи по жизненным показаниям, далеко не всегда удавалось своевременно оперировать.
В конце декабря 1941 года ППГ перешли на единую штатную структуру с численностью личного состава 76 человек, где было 6 врачей и 18 операционных сестер. Войсковые госпитали, или, как их еще называли, госпитали 1-й линии, в штатном отношении были уравнены с армейскими. Количество личного состава сократилось. Но возможность маневра резко возросла. Любой госпиталь мог быть направлен и направлялся на усиление тех медсанбатов, где большой поток раненых не давал возможности своевременно оказывать им квалифицированную хирургическую помощь. Несмотря на то что в штатах медицинских подразделений дивизий число врачей сократилось с 42 до 27, общая потребность в них, особенно в хирургах, возрастала по мере роста числа танковых и механизированных корпусов и армий.
Но не смотря на все трудности, военные медики старались выполнять и соответствовать всем требованиям, в достижении победы над фашистскими захватчиками. Система сохранялась и совершенствовалась, а ошибки быстро исправлялись. Так в полевых условиях развивалась советская медицина, как наука.