Зачастую люди рассматривают эмоции как прямую реакцию на внешние события.
“Он что-то сказал, и я почувствовал…”
“Я увидел то-то и то-то, и ощутил…”
Согласно концепции Ненасильственного общения между внешними событиями и нашей эмоциональной реакцией есть ещё по меньшей мере два “перевалочных пункта”. Правда, зачастую, они скрыты от нашего взгляда.
Первый - это наши оценки и трактовки. Любая информация, поступающая извне, проходит фильтр восприятия. Этот фильтр состоит из множества слоёв - нашего настроения, воспитания, наших ценностей, склада характера, даже от того, новая это информация или нет.
Этот фильтр, сформировавшийся у людей за время эволюции, срабатывает автоматически. И не зря - в какие-то моменты это может сохранить не только наши нервы или имущество, но и саму жизнь. Например, когда оцениваем поведение незнакомца - угроза он для нас или нет?
Затем, когда выводы сделаны, эта информация - уже окрашенная в негативные или позитивные цвета - вступает в своеобразную реакцию с нашими потребностями.
Это почти универсальные штуки, которые в том или ином виде есть у всех людей, по всему миру. Помните пресловутую пирамиду Маслоу? Это из той же серии - только шире, глубже, детальнее.
Потребности могут быть физические - сон, еда, секс, физическая активность. Могут быть социальные потребности - общение, уважение, близость, доверие. Личные - саморазвитие, самоуважение. Или те, что рождаются из контакта с внешним миром, например - потребность в новизне, в красоте, в безопасности.
Потребностей довольно много, единого универсального списка не существует (хотя те, что есть, практически идентичны). Потребности - это наши глубинные стремления и мотивы, не связанные с конкретными действиями, людьми или вещами. Поэтому способов удовлетворения одной и той же потребности - великое множество.
Ну а эмоции - они являются сигналом о том, в каком состоянии находятся наши потребности. Если нам страшно, значит нарушена потребность в безопасности. Если обидно - в уважении. Если раздражение и усталость - в отдыхе. Точно так же, положительные эмоции указывают, что наши потребности удовлетворяются.
Нужно отметить один момент - потребности невозможно удовлетворить раз и навсегда. Там нет ни верхней, ни нижней границы, есть лишь субъективное ощущение - “окей” нам или “не окей”.
Как именно внешние события или их оценки скажутся на потребностях - наверняка сказать нельзя, это очень индивидуально для каждого человека. Можно изучить собственные реакции, эмоции и потребности, понять закономерности и сделать так, чтобы в будущем потребности удовлетворялись чаще и лучше, даря нам больше приятных эмоций.