Джон Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой - либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.
Как это происходит в жизни?
Мы сталкиваемся с проблемной ситуацией - Осознаем проблему и формулируем ее - Вспоминаем все, что знаем, предполагаем, какой может быть выход из ситуации, планируем действия - Ищем решение проблемы, решаем ее - Подводим итог - Используем урок из ситуации и используем в жизни полученный опыт
Этапы организации деятельности.
1. Мотивационный этап (создание условий для возникновения внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности).
2. Ориентировочный этап (формулирование целей деятельности, получение результата, подведение итогов).
3. Исполнительный этап (реализация самой деятельности, получение результата, подведение итогов).
4. Рефлексивный этап ("взгляд назад", выражение своих эмоций по итогам деятельности).
5. Перспективный этап (выход на самостоятельную деятельность детей).
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ребенку работать по - настоящему творчески. На этапе поиска решения педагог побуждает детей выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает открытие знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и развивает логическое мышление детей. На этапе постановки проблемы взрослый пошагово подводит детей к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
-Ребята, вы знаете, что такое микробы?
-Что будет, если они попадут в организм?
-Когда вы на прогулке играли в песок, брали в руки камушки и палки, много микробов запрыгнули на выши ладошки?
-Что же надо сделать, чтобы они не прыгнули вам в ротик?
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Действия взрослого -
Взрослый предъявляет детям проблемную жизненную или игровую ситуацию, требующую разрешения не столько через получение знаний, сколько через тот или иной вид деятельности. В основном используется побуждающий диалог.
Действия детей-
Дети эмоционально откликаются на ситуацию, проявляют желание ее разрешить.
Побуждающий диалог лучше всего использовать в начале.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Действия взрослого -
Взрослый подводит детей к осознанию т формированию цели деятельности чаще всего с помощью подводящего диалога.
Действия детей - Дети формируют свою цель в данном виде деятельности (что нужно сделать для разрешения ситуации). Причем для каждого вида деятельности будет своя цель.
Об исполнительном, рефлексивных и перспективных этапах мы поговорим в следующий раз.
С.В.Паршина, методист, автор учебников и учебных пособий.