Первая в России Навигацкая школа была создана 320 лет назад. Приказ о её основании Пётр I издал 25 января.
Этим указом было положено начало становления всей системы военно-морского образования России. Вместе с тем наша страна стала первым государством, где фундаментом становления светского образования и просвещения стала именно военно-морская школа.
На протяжении первых лет в Навигацкой школе, или Школе математических и навигацких наук, занимались подготовкой специалистов не только военных специальностей. Образование здесь получили геодезисты, архитекторы, инженеры и артиллеристы, а также гражданские чиновника и писари. Выпустились отсюда и первые учителя грамоты и «цифири», которые стали преподавать в губернских учебных заведениях.
По замыслу Петра I, школа должна была стать очагом культуры российского общества. Сюда из Данцига была выписана группа актёров. На премьерах, которые они ставили вместе с воспитанниками, нередко присутствовал и сам Государь. Курсанты и слушатели Военно-морской академии чтят её память и в наши дни — исторический флаг Морского шляхетного кадетского корпуса традиционно поднимают на Астрономической башне Морского корпуса Петра Великого в Санкт-Петербурге 25 января. Так было в день основания Навигацкой школы, так поступают и в наши дни.
Несмотря на то, что прошло уже немало времени с момента основания школы, традиции и особая флотская этика сохраняют своё место в системе военно-морского образования. Есть место и традиционным для Навигацкой школы духовным ценностям. Это и традиция поминовения погибших воспитанников и выпускников, и укрепление традиций воинского братства, с присущими ей взаимовыручкой и помощью товарищу. Девиз «Один за всех и все за одного!» хоть и берёт своё начало в других истоках, но для нашего флота является основополагающим. В каждом из образовательных флотских учреждений были открыты и освящены домовые воинские храмы.
Дистанционное обучение в свете пандемических реалий сегодняшнего дня во флотских образовательных учреждениях вводились ограниченно. Всему на «удалёнке» не научишь. Наборную кампанию проводили, организовав выездные группы преподавателей, а вступительные испытания проводились с применением дистанционных образовательных технологий. Возможность для удалённого обучения слушателей и курсантов в военной сфере значительно ограничена.
Во-первых, ряд изучаемых сведений относится к информации, составляющей гостайну, в связи с чем работа с ними вне образовательного учреждения невозможна. Во-вторых, в военном образовании одной из ключевых является практическая составляющая. Какими бы развитыми не были технологии, а изучить «железо» в виртуальной реальности в полной мере не представляется возможным. Никогда дистанционное образование не вырастит профессионала. В-третьих обучение команды невозможно в отрыве от коллектива.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"