Найти тему
Let'sFly

Выпариваем без приборов

Оглавление

THEO DE BLIC

Поскольку я акро-пилот, то я никогда не летал с приборами. Во времена, когда я лишь учился летать, полёты с вариометрами были редкостью. Пилоты того времени даже говорили, что приборы убили романтику и дух полётов на параплане. У меня лично нет никаких претензий к пилотам, летающим с приборами, но я встречал пилотов, решивших приземлиться раньше времени или отменивших маршрутный полёт лишь потому, что в их вариометре села батарея. По моему мнению, - это позор! Уровень знаний и навыков пилота должен быть таков, чтобы не зависеть от своих приборов. Они должны быть лишь полезным бонусом в полёте, а не вещью, без которой полёт невозможен. Вот несколько советов, как летать без "варика".

Всё в твоих… ягодицах

Если я чувствую давление, которое оказывает подвеска на мои ягодицы - это прекрасный знак, что оказался в сильном термике. Как будто бы внезапно почувствовал, что подвеска стала толкать тело вверх. Этот способ также может указать место расположения потока, - иногда чувствуешь подобный толчок или давление лишь одной стороной. Чем сильнее давление, тем мощнее поток.

Дождись его

Задержка между моментом входа в поток и моментом, когда вариометр начнет "пищать" небольшая. Летая же без вариометра вам необходима задержка, чтобы быть уверенным, что полностью поместились в поток. В этом случае пользуйтесь правилом "сосчитай до четырёх", у вас будет задержка в 4 секунды прежде чем начинать парящую спираль. Также я использую другой способ, - медленно и широко поворачиваю в сторону, где, по моему мнению, стоит поток, и начинаю оценивать его размер.

Усилие на клевантах

Бывает так, что усилие на клевантах - лучшая подсказка при поиске потока. При наборе высоты в термике усилие на клевантах значительно меняется. К примеру, находясь в ядре потока, вы почувствуете, что усилие на внутренней клеванте, вокруг которой вы крутите спираль, сильно вырастет. По сути, именно это вам и нужно! Вы хотите ощутить этот рост усилия на клеванте, - аналога очень громкого и частого писка вариометра.

Следи за набором высоты

Это довольно просто делать в горах. Взгляни на окружающие ориентиры. Если все вокруг идёт вниз, значит ты хорошо устроился! Проблемы начнутся, когда окажешься выше них. Если термик достаточно силён, то ты всё ещё будешь чувствовать давление от подвески "пятой" точкой. До тех пор, пока это так - вы должны оставаться в потоке и пытаться набрать высоту.

Ветер на лице

Воздух - крайне не устойчивая среда, поэтому я всегда стараюсь обращать на них внимание на изменения в нём. Во-первых, это отличный индикатор турбулентности. Если в течение нескольких секунд дуновение ветра на лице внезапно прекратилось и вновь возобновилось, пока я летел с "поднятыми" руками, я разворачиваюсь назад к предполагаемой точке, где была турбулентность воздуха. То же самое происходит при входе в восходящий поток, вы можете ощутить изменение ветра: как-будто весь воздух вокруг вас провалился вниз. Этим приёмом немного сложно овладеть, часто необходим какой-то другой дополнительный знак, чтобы подтвердить его.

Другие пилоты

Собираясь в свою первую поездку "на разведку" на Мадагаскар с Horacio Llorens и Tom de Dorlodot, я по глупости забыл взять вариометр. За всю поездку мы ни разу не встречали потоки больше 1 метра в секунду! Даже если бы я досконально изучил все способы, помогающие летать без приборов, у меня все равно были бы сложности, поскольку эти способы имеют ограничения: поднимающийся со скоростью 0,5 метров в секунду очень сложно почувствовать. Я провел много времени, пытаясь следовать за ребятами, летавшими вокруг меня, следя за ними в потоках. Это оказалось хорошим практикой, - после нескольких кругов в спирали, я всегда оказывался определенно выше, чем до этого.

Не рискуй

Летите более консервативно. Не бросайте нормальный поток до тех пор пока он всё еще понимает вас, и пока его скороподъёмность не упадет до 0,5 метров в секунду, которые вы уже не сможете ощутить. Если кратко, то летите надёжно, без лишнего риска. Без вариометра вы наверняка пропустите какие-то возможные места, где можно было поднабрать, и растеряете запас высоты. И тогда у вас будут проблемы, поэтому летите более надёжно и предусмотрительно.

Притормаживай в наборе, ускоряйся в "сливе"

Для того, чтобы лететь надёжнее, стоит снижать скорость, пролетая место подъёма. Пролетая восходящий поток с минимальной скоростью снижения, вы сможете набрать высоту. А попав в "слив", - "руки вверх" и марш отсюда!

Следи за деревьями

Я учился выпаривать в северных Альпах, где склоны гор покрыты лиственными деревьями. В подобных местах легко найти признаки термика. Поверхность листьев, обращенная к солнцу всегда темнее поверхности, находящейся в тени. При прохождении термика через листву, листья начинают сильно шелестеть, дрожать и колебаться, показывая свою светлую сторону, обычно обращенную к тени. Если вы видите шелестящую листву, обращенную к вам светлой стороной, - 100% в этом месте есть поток. Но эта "фишка" работает не везде. Оказавшись впервые в Органии, я был удивлен, поняв что этот способ не работает. Листья там действительно тянуться в верх. Весть год это весьма ветреное и "бодрое" место, поэтому листья там уже смотрят в верх, даже если нет термика.

Также можно почувствовать и "слив"

Хорошо, что это противоположные ощущения набору высоты в термике. Первое ваше чувство - вы падаете с неба: давление на ягодицы значительно уменьшится! Также снизиться и усилие на клевантах, вы почувствуете, что давление в вашем крыле снизилось. Ваша "связь" с крылом уменьшится, в то время как при наборе в потоке вы наоборот чувствуете крыло очень хорошо.

В конце концов полёты с приборами определённо более эффективны, но соизмеримых результатов можно достичь и без них, это лишь вопрос практики. Данными советами стоит пользоваться комплексно и одновременно, иначе эффект от них не будет таким хорошим.

Тео де Блик самостоятельно летает на параплане с 12 лет. Член сборной команды Франции по Акробатике на параплане. Золотой призёр Всемирных воздушных игр ФАИ, серебряный призёр Чемпионата мира по акробатике на параплане в полётах дуэтом, постоянно занимает призовые месте в Кубке мира по акробатике. Живет в Chambery, Франция.
Тео де Блик самостоятельно летает на параплане с 12 лет. Член сборной команды Франции по Акробатике на параплане. Золотой призёр Всемирных воздушных игр ФАИ, серебряный призёр Чемпионата мира по акробатике на параплане в полётах дуэтом, постоянно занимает призовые месте в Кубке мира по акробатике. Живет в Chambery, Франция.

Оригинал статьи опубликован в номере 214 (октябрь 2020) журнала "Cross Country". Мнение переводчика может не совпадать с мнением автора. Материал выложен на некоммерческой основе и исключительно для ознакомления.