Найти тему

Учим читать и писать дошколят

Как научиться читать и писать до школы? Хочется, чтоб это было не из-под палки, а от души. Предлагаю несколько приемов, которые помогли нам, обычным родителям. Надеюсь, и Вам пригодятся.

1) Начать не с изучения алфавита (А-Б-В-Г-Д и далее), а со знакомства с буквами вразброс и в слогах. Конечно, не просто вразброс, в основе обычно лежит принцип (например, изучение по звуковому аналитико-синтетическому методу в букваре Крыловой).

-2

По сходным принципам строятся самые популярные методики. Много хороших книг по ним. Нам понравились:

- азбука Н. Жуковой;

- "Как научить ребенка читать" авторов О. и С. Фединых;

-"Логопедический букварь" авторов Н. Крыловой, И. Писаревой, Н. Ипатовой (я рада, что тоже работала над его изданием, один экземпляр остался у меня и пригодился);

- картонная игра "Учимся читать по слогам" издательства Робинс;

- множество букварей с наклейками (это как расходники, в них можно клеить, рисовать, вырезать).

Хороши также книги со звуком, где каждая буква озвучивается. Только надо найти такую, в которой произносятся не название буквы, а именно звук, который буква передает (не БЭ, а Б, только согласный звук). Иначе сложно ребенку будет объяснять, что читается БАБУШКА, а не БЭ-А-БЭ-У-ШЭ-КА-А. Этих же правил стоит придерживаться во время игровых уроков.

2) Устраивать домашние квесты: писать крупными печатными буквами подсказки на бумажках, искать конфетку, игрушку, приз или любимую спрятанную игрушку. Помогать прочитать, что написано.

3) Садиться за чтение вместе с игрушкой, которая будет подбадривать, подсказывать, спрашивать. Конечно, родитель за игрушку говорит, но ребенку всё равно приятна такая игра. Можно договориться, что полслова кукла читает, полслова ребенок.

Это из предисловия книги Фединых, но, я его прочитала не сразу. А как прочитала и начала практиковать, так обучение пошло продуктивнее и веселее.

-3

4) С крупными буквами на картоне можно по-разному играть. Иногда они становятся льдинками/кочками, по которым мы прыгаем и называем. Порой дети выкладывают слова наоборот или вообще нелепицу. Но все равно они ее пытаются прочитать. Я уверена, что это надо поощрять. И помогать читать им эту нелепицу.

Хотя многие бабули или другие члены семьи будут говорить, что все неправильно. А нам всё равно, как говорится.

-4

5) Конечно, буквы из макарон, печений детям нравятся, пусть иногда поковыряются в тарелке, попытаются вспомнить.

6) С магнитами мы играли в рыбалку. Ловили буквы на удочку с магнитным кончиком (из набора для рыбалки), произносили звук, соответствующий букве: например, Г (а не название буквы ГЭ). Плакаты на стенке, тоже хорошо (но у нас все время их дети срывали, им просто нравилось ковырять скотч).

7) Летом на асфальте мелками иногда писать вместе, но не подменять этими буквами всё на свете, рисовать вместе очень увлекательно.

8) Пропевать слоги, особый вокал не нужен, просто напевать вместе, указывая пальчиком слог за слогом (лучше, чтоб малыш пальцем водил или вместе водить).

9) После прочтения слова из нескольких слогов, проговаривать и прохлопывать одновременно. Тихо хлопать на безударные слоги и громко на ударный.

10) Многие рекомендуют, не заставлять читать. Но иногда все-таки можно простимулировать, когда ребенок уже читает, но не пришло вдохновение (а вдохновение оно вообще не приходит, пока не начнешь во многих делах). Можно, например, мультик пообещать только после ваших упражнений или конфетку.

11) Когда ребенок уже кое-как пишет, можно попросить, чтоб помог составить список для магазина.

Дочке папа сказал: "Напиши, если хочешь, киндер, а то забуду случайно". Думали, сейчас напишет одно слово, но она увлеклась и написала много, себе и нам на удивление.

12) Попробовать почитать справа налево или вверх тормашками (когда ребенок книжку перевернул, а буквы стоят как бы на голове).

Так моя дочь придумала и стала читать, а я похвалила ее инициативу. Главное, чтоб нравилось, чтоб было ощущение успеха у начинающего ученика.

13) Подойдут книжки с ребусами, где зашифрованы слова или надо зеркальце подставить, чтоб достроилась буква (но и без зеркал часто дети узнают её). В книгах по скорочтению часто предлагают такие упражнения.

14) Иногда дети читают наизусть любимый стих, глядя на страничку, и мы им говорим: "Да ты же наизусть знаешь, надо другой стих читать, который не знаешь". Но ведь человек в этот момент может сверять свои знания с текстом, это полезное упражнение. Или просто он молодец, потому что знает наизусть. Лучше поощрить, а потом уже сказать: "Умница, это ты здорово рассказал, давай еще одно вместе прочтем". А можно еще попросить выбрать из текста определенные слова или буквы. "Ты сейчас прочёл: У лукоморья дуб зеленый. Где же об этом написано? Покажи, пожалуйста." Пускай поищет строчку. Или "Помнишь букву У? Найдем ее в этой строчке?".

15) Книжки должны быть по характеру, по вкусу. Если ребенку нравятся машинки, пусть у него будет про машинки азбука или стихи.

Моя шестилетняя дочь полюбила книгу с рецептами от Винни-пуха, читает её. И потом просит помочь это приготовить. Видимо, любовь к готовке тоже стимулирует. А младшая предпочитает с машинками и еще ей нравится, когда старшая помогает ей читать.

16) Терпение-терпение-терпение.. В новых местах, на отдыхе, не стоит кучу впечатлений смешивать с интенсивным обучением, лучше отложить до привычного домашнего режима.

Многие детки склонны долго накапливать багаж знаний и навыков, говорят, что не узнают буквы. Кажется, что они не запоминают, но это не так. Они не хотят ошибаться, читать "коряво", по половинке слова. В один прекрасный день многие из них могут начать читать сразу целые слова (а даже не слоги).

17) Вопрос про возраст. Некоторые специалисты считают, что можно начинать знакомство с буквами с 3х лет, однако это должно быть в игровой форме и не более 5-10 минут. Но если совсем не пошло, не бойтесь отложить, попробуйте снова через несколько месяцев, а, может, и через год. В предисловии к книге "Как научить ребенка читать" авторы пишут: "Практический опыт показывает, что оптимальный возраст для обучения чтению: 4-5 лет".

18) И не стоит сравнивать чтение своего чада и других деток, каждый обучается со своей скоростью, иначе еще и самооценка пострадает. Лучше почаще хвалить.

19) Также можно проиграть прочитанный отрывок сказки, чтобы дети поняли, что их труд может пригодиться в игре, можно показать бабушке (дедушке) мини-спектакль по прочитанному. Бабушка похвалит и ребенок охотнее начнет читать в другой раз.

20) Или можно вместе рисовать иллюстрации к прочитанному.

Пусть ребенок медленно, но весело обучается, пусть в нем копится уверенность в себе. И главное, берегите свои и его нервы, это залог здоровья и успешного обучения!

А какие игры и пособия понравились вам?