ДОЗ «Строй Капитал» всегда рад видеть ваши комментарии! 😉 (Это мы так, без намеков...)
Заголовок мы выбрали провокационный, но отлично отражающий суть темы, которую ДОЗ «Строй Капитал» решил затронуть на этой неделе. С помощью чего понять, какой цвет обоев успокоит ребенка, а какой взбодрит? Почему для собственной спальни мы редко выбираем яркие цвета вроде красного, даже если этот цвет любимый? Почему при выборе кухни сестра не советует оранжевые фасады, ведь они так привлекательно выглядят?
Ответы на эти и другие вопросы дает психология цвета.
Каждый читатель наверняка сталкивался с ситуацией, когда смотришь на вещь, а она отталкивает – и причина не ясна. На самом деле причина лежит почти на поверхности и требует минимальной расшифровки.
Но обо всем по порядку.
Что такое «психология цвета»? Зачем вообще знакомиться с этим термином – в чем полезность (для всех)?
Термин «психология цвета» популярен в сферах психологии, маркетинга и дизайна. Это универсальное описание влияния цвета на состояние человека, его настроение, продуктивность, идентификацию и многие другие факторы. Существует ряд универсальных характеристик определенных цветов, в качестве примера:
🍓 красный – цвет страсти, любви, агрессии,
🐑 белый – чистоты, честности и верности.
Также существует ассоциации «коллективные», имеющиеся у узких групп людей (например, специалистов какой-то области или семьи), и индивидуальные (имеющиеся у конкретного человека). Если с первой лестницей ассоциаций более-менее все понятно (она сформирована общим фоном людей, историей или профессией – связующими характеристиками), то вторая основана на личном опыте, воспитании, предпочтениях и ряде прочих факторов. В качестве примера здесь можно привести человека с боязнью крови – такого человека алый цвет может отпугнуть на уровне подсознания от предмета даже далекого от медицинской тематики, потому что в голове конкретного человека выстроен ассоциативный ряд: красный – кровь – много крови – страх. Пример коллективной ассоциации: у ювелиров желтый будет ассоциироваться с золотом, с работой, в то время как у спасателей – с солнцем и песком, тоже с работой.
В маркетинге часто забывают о второй классификации, используя универсальные характеристики для выстраивания макета привлечения аудитории. В массовом смысле это может работать в больше чем половине случаев (День Святого Валентина – красная, розовая упаковка цветов, конфет, подарков), однако когда речь заходит о дизайне, то система начинает отклоняться в сторону критериев индивидуальных, под каждого человека и его вкусы (или предпочтения семьи).
При чем же тут дети и отделка?
При наличии жилого помещения рано или поздно владелец прибегает к дизайну: либо обращается к профессионалу, либо самостоятельно выполняет работы. Когда владелец обращается к дизайнеру, основная часть забот сокращается, хотя остается потребность в участии для качественного итога. Когда же человек выполняет работы самостоятельно, то необходимо полностью окунуться во все сферы, в том числе и соотнести свои цветовые предпочтения и назначение пространства, требующего ремонта, на предмет «цветовой идентичности».
На самом деле большую часть анализа через призму психологии цвета мы осуществляем бессознательно, когда совершаем выбор в сторону того или иного варианта цвета обоев в кругу семьи, например. Однако нельзя полностью полагаться на «бессознательное» – ведь если вы не знаете, как пишется слово, то надежнее его проверить в словаре, а не положиться на шестое чувство!
Почему иногда мы приходим в гости и испытываем необъяснимый дискомфорт?
Вероятнее всего дело в том, что хозяева не совершили работу с цветом, стилем, из-за чего у гостя происходит диссонанс или вовсе человеку тяжело находиться в помещении («стены давят»). Подобного давящего эффекта легко добиться даже в загородном доме без учета психологии цвета и без заботы об организации пространства – хотя, казалось бы, за городом площадь не может быть маленькой по определению. К сожалению или счастью, мы можем играть с сознанием – сужать и расширять пространство! Главное – делать это грамотно.
Помимо визуального расширения и сужения пространства цвет обладает способностью влиять на настроение и продуктивность, даже аппетит. Поэтому «каждому помещению – свои цвета».
Таким образом, организуя жилую зону, человек должен совмещать стилевые решения с индивидуальными и общими характеристиками цветов.
В конце статьи мы не можем не дать ответ на поставленный в названии вопрос: как заставить ребенка крепче спать с помощью смены отделки детской?
Согласно психологии цвета для спальни (в том числе, для детской) правильным выбором будут пастельные тона различных оттенков за исключением фиолетового. Чистый белый цвет необходимо избегать, как и насыщенные темные оттенки. При соблюдении этого предостережения вы вероятнее всего ощутимо снизите нагрузку на нервную систему ребенка, а его сон станет значительно крепче.
Так работает настоящая магия в повседневной жизни!