Зажатый между Польшей и Литвой единственный российский эксклав, который омывается водами Балтийского моря — одно из самых занятных направлений для любителей истории и красивых видов приморской природы. Мы собрали для вас небольшой обзор по этим землям, чтобы вам было с чего начинать планировать свою следующую поездку.
Что там посмотреть?
Некогда принадлежавший Пруссии регион со столицей в Калининграде, ранее известном как Кенигсберг, вошел в состав Советского Союза в конце Второй мировой войны. Сами земли известны как минимум с первой четверти XVI столетия, когда тевтонцы основали Прусское герцогство, превратившееся в королевство в начале XVIII века. Как и везде в Европе, здешнее побережье во второй половине XIX столетия постепенно преобразовалось в модный курорт, остатки которого, вместе с фрагментами прусской архитектуры, разбросанными по области и в ее столице Калининграде, сегодня и представляют наибольший интерес для поездки сюда.
Замки
Все германоязычное население региона было выселено после того, как он отошел Союзу, а на место немцев сюда пришли русские. Впрочем, новых архитектурных достопримечательностей здесь не образовалось — все культурное наследие региона имеет именно прусские корни.
Несмотря на то, что большая часть памятников стремительно разрушается, их имеет смысл посмотреть, например, замки Бальга XIV века, отремонтированный Геогенбург того же времени, превращенный в музей, Инстербург, который законсервировали местные энтузиасты, Лабиау, который упоминается еще в документах XIII столетия, а сегодня разместил музей, и Шаакен, который частично разобрали на стройматериалы в 1990-х годах, после чего законсервировали то, что осталось.
Кирхи
На территории области сохранилось огромное количество церквей, построенных в стиле кирпичной готики, которую так рьяно реставрируют и консервируют в Польше, Литве и Северной части Германии. Большая часть датируемых XIII-XX веками кирх региона сегодня находится в руинированном состоянии, в том числе и из-за разрушений в ходе сражений Первой и Второй мировых войн, однако некоторые еще вполне себе стоят, потому что, пока они были на территории Германии, они действовали и реставрировались, а вот уже с приходом советской власти, как и на территории России, большая их часть была переделана под фабрики, склады, клубы и жилые помещения, кроме того, местные жители также разбирали их на стройматериалы или под строительство новых зданий. После того, как в 1990-х годах некоторые из них начали спасать, часто на средства бывших жителей региона, ситуация стала улучшаться.
Некоторые из кирх сегодня переделаны в православные церкви, например, Святой Екатерины в поселке Родники или Фридландская кирха в Правдинске, тогда как еще каким-то кирхам повезло снова стать лютеранскими для весьма некрупных приходов.
Гражданская архитектура
Кроме замков и религиозных сооружений в области сохранилось большое количество гражданских построек, многие из которых используются и сегодня.
Например, городок Советск, что на границе с Литвой, который когда-то был известен как Тильзит, может похвастаться целыми улицами исторической застройки и роскошным мостом Королевы Луизы, который был перекинут через Неман в начале прошлого столетия и сегодня ведет в литовский Панямуне.
Кроме того, нельзя пропустить Озерск близ границы с Польшей, который когда-то именовался Даркеменом и затем Ангераппом, а сегодня славится достаточно неплохо сохранившимся обликом начала прошлого столетия.
Приморские города
К сохранившим историческую застройку городкам области принято относить и бывшие прусские курорты Кранц, Нойкурен, Раушен и Пальмникен, которые сегодня известны как курорты Зеленоградск, Пионерский, Светлогорск и Янтарный — в некоторых из них действительно можно найти почти не тронутые, законсервированные исторические постройки и даже кирхи, но часто это и отремонтированные здания или современные фантазии на тему традиционной региональной архитектуры.
Тем не менее, именно приморские города области могут стать отличной базой для исследования региона: можно целый день ездить по дальним уголкам области, а утро и вечер проводить на песчаном берегу Балтийского моря.
Косы
В Калининградской области целых две косы.
Охраняемая ЮНЕСКО Куршская, которую регион делит с Литвой и которая славится своими высоченными дюнами, прекрасными видами моря, курортными деревушками и искусственно высаженными много веков назад лесами, в том числе и «танцующим», который известен деревьями причудливых форм — они приняли такую форму из-за постоянных сильных ветров.
Балтийская же коса делится с Польшей, на ней тоже есть курорты, однако она куда более пустынная, ведь в германские времена тут располагались военные объекты, в числе которых и форты, и склады боеприпасов, и батарея, и аэродром.
Калининград
Несмотря на то, что Калининград был частично поврежден обеими мировыми войнами, а затем по большей части уничтожен при советской власти, в этом городе тоже осталось, что посмотреть. Например, несколько старинных кирх, в том числе и кафедральный собор с могилой Иммануила Канта, неоготические городские ворота в количестве семи штук, в одних из которых сегодня музей янтаря, неоренессансное здание биржи, в котором сегодня художественный музей, а также редко встречающиеся гражданские здания. Также стоит дойти до почти не упоминаемого в путеводителях здания Южного железнодорожного вокзала, который был построен когда Кенигсберг стал одним из важнейших городов Германии и ему срочно понадобился крупный транспортный узел: сегодня на огромный кирпичный вокзал с трехсводчатым дебаркадером прибывают поезда из Москвы, Петербурга, Адлера и Челябинска — это очень пустынное и очень впечатляющее место.
Когда ехать?
Отправиться в путешествие по Калининградской области можно в любое время года, однако стоит помнить о том, что летом на побережье довольно дорого и многолюдно, зато море со второй половины июня по конец августа прогревается достаточно для того, чтобы в нем искупаться и не замерзнуть. Зимой тут тоже красиво, однако стоит помнить, что в некоторых деревнях в это время дороги особенно не хорошие.
Как добраться?
В Калининград ходят поезда из обеих российских столиц, которые немного долгие, ведь им приходится проходить две границы — они следуют через территорию Литвы.
В Калининграде также имеется аэропорт Храброво, куда регулярно осуществляются рейсы из крупных российских городов.
Можно добраться сюда и на автомобиле, однако в этом случае придется получать визу для того, чтобы ехать через территорию Литвы.
Гостиницы и билеты для своего путешествия бронируйте у нас на сайте.