Тревожные дети. Как родители могут им помочь?
Работу с тревожными детьми необходимо проводить в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения (расслаблению).
Родители! Возьмите на замеку:
- Для любого ребёнка важна ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его достижениям и возможным трудностям. Говорите, обсуждайте с ним всё, что его волнует. Не настаивайте, если ребёнок не хочет что-то рассказывать, но мягко намекните и дайте понять, что вы всегда готовы помочь и выслушать его.
2. В общении с ребёнком, лучше не подрывать авторитет других значимых для него людей (например, не стоит говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Маму/папу/бабушку лучше слушай!»).
3. Что бы ни произошло, рекомендуется критиковать сам проступок, а не его виновника: ребенок всегда должен знать, что Вы его любите таким, каков он есть.
4. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что было разрешено ему раньше. Но, если уж вы запретили, держите своё слово, не отказывайтесь от него (если запрещать что-то, то в разумных пределах — не на год или несколько месяцев, вполне возможно, что это не соразмерно с его поступком, да и вам будет трудно выполнить такое обещание).
5. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, помогите ему, окажите поддержку.
6. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
7. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным (у ребёнка должна быть деятельность, в которой он чувствует себя успешным и счастливым).
8. Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
9. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
10. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
11. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
12. Не стоит сравнивать ребёнка с другими, это редко когда помогает повышению самооценки. Сравнивайте только его с тем, какой он сейчас, и каким был вчера.
13. Ругайте за конкретные поступки, а не в целом (не забывайте и о хорошем, что он делает, не стоит говорить: «Ты никогда мне не помогаешь», если хотя бы раз он вам помогал).
14. Разрешите ребёнку быть несовершенным. Пусть он что-то делаете хуже других – никто не вправе ожидать, чтобы он всегда был безупречным во всех отношениях.
15. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку, и ему это нужно объяснить.
16. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
17. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
18. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
19. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
20. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний (постоянные претензии и недовольство выматывают, а со временем игнорируются).
21. Используйте наказание лишь в крайних случаях (если наказываете, объясняйте за что и почему (прежде чем наказать, важно сделать предупреждение, в последствие можно апеллировать этим сказав, что вы предупреждали), ребёнок должен понимать, что он сделал не так; в ином случае ребёнок не сможет сделать вывод из ситуации).
Если у вас возникли вопросы, обязательно задавайте их в комментариях. Я обязательно на них отвечу.
Автор: Александра Раздьяконова