Здравствуйте! На связи Аристарх Вежливый. Поторгуем по-новому?
Нет-нет, никаких аукционов, друзья. Расскажу о новых правилах розничных продаж.
Вот уже две недели действует постановление №2463, принятое правительством в последний день 2020 года. Им утверждены новые правила розницы. В фокусе – торговля по договорам купли-продажи. Если с постановлением вы уже ознакомились, то наверняка заметили, что часть действующих ранее правил продажи по образцам, дистанционной продажи товаров и стационарной розничной торговли больше не действует. Давайте разберемся, что к чему и чем всем нам это грозит.
Было/стало
Прежде всего отмечу, что декабрьским постановлением сохранены актуальные обязанности продавцов об информировании покупателей относительно свойств и качеств товара, выдаче чеков. То же самое касается ключевых прав потребителей (на контрольное взвешивание и/или измерение, получение документов, подтверждающих покупку, и т.п.).
Что касается нововведений, их достаточно. Основные призваны оптимизировать процесс взаимодействия сторон сделки и сократить количество жалоб. Начну с главного. Если клиент присылает продавцу претензию, отмолчаться не получится. Направление ответа по заявленным требованиям теперь является обязательным.
Упомянутое постановление также сделало незаконным ограничение права потребителя на поиск информации о товаре. Запретить фотосъемку в торговом зале теперь не получится. О чем это говорит? Правильно, любые нарушения будут фиксироваться очевидцами. Это повод пересмотреть подход к организации торгового процесса и клиентскому сервису.
Нововведения в интернет-рознице
Кое-что придется менять в своей работе и интернет-магазинам. Теперь, если у покупателя есть намерение заключить договор купли-продажи, продавец обязан оформить соответствующий документ. В нем указывается номер заказ и все условия сотрудничества.
Другое нововведение касается правил доставки. Большинство адресных заказов теперь смогут получать не только сами покупатели, но и лица, проживающие по тому же адресу (при условии сообщения курьеру номера заказа). Исключение делается только для дорогостоящих товаров, причем соответствующее условие доставки прописывается в договоре купли-продажи.
Кое-что изменилось и в возвратной доставке. Согласно новым правилам, за возврат товара ненадлежащего качества всегда платит продавец, надлежащего – продавец или покупатель, согласно условиям договора.
А что там с розничной продажей и доставкой отдельных категорий товаров (сложные устройства, животные, драгметаллы и т.п.)? Все вопросы к Роспотребнадзору, господа.