Найти тему
Инноватика ЖКХ

Как повлияет на рынок ЖКХ новый законопроект о государственном контроле?

Оглавление

Разбираем проблематику документа, который вступит в силу в 2021 году.

О чем речь?

С 1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Закон № 248-ФЗ), которым установлена новая система госконтроля и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включая институты и инструменты, направленные на снижение административной нагрузки на бизнес.

Ключевым положением этого законодательного акта является систематизация и закрепление на законодательном уровне единой системы принципов государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Этими правилами должны руководствоваться все субъекты системы госконтроля. Они имеют универсальный, общий и обязательный характер и распространяются на контрольно-надзорную работу, включая организацию ее проведения.

Что изменилось?

Принципы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля представляют собой тот фундамент, на котором строится вся система государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Поскольку новый законодательный акт направлен на снижение административного контроля, стимулирование развития предпринимательства - в его основу положены несколько основных принципов.

Однако, не имея ряда других важных пунктов новый законодательный акт может стать отправной точкой для ужесточения контроля со стороны государства в отношении частного бизнеса.

Что не отражено в принятом законе?

  • Принцип недопустимости множественного контроля (когда один и тот же предмет проверок проверяют разные органы);
  • Принцип результативности и эффективности контроля (в этом случае результат должен быть общественно значим, но не основан на количестве проведенных контрольно-надзорных и профилактических мероприятий, количестве выявленных нарушений и количестве контролируемых лиц, привлеченных к ответственности). На текущий момент результативность определяется количеством - что прямо противоречит самому смыслу закона;
  • Принцип объективности госконтроля (действия должностных лиц должны быть объективны и подтверждаться фактическими данными и документами, содержащими достоверную информацию). Таким образом бремя доказывания невиновности лежит на проверяемом;
  • Принцип преимущественно уведомительного порядка проверок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности; недопустимости взимания органами госконтроля (надзора), органами муниципального контроля с юрлиц и ИП платы за проведение мероприятий по контролю.
-2

Также не выделен принцип ответственности органов госконтроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении контроля или надзора (в контексте принципов в Законе № 248-ФЗ говорится только об их ответственности за разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну).

И нет упоминания о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального госконтроля (надзора), органов госвласти субъектов РФ в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального госконтроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов РФ.

Как это скажется на рынке?


Разбирая последствия на примере рынка ЖКХ, мы понимаем, что все штрафы станут дополнительной нагрузкой на конечного потребителя - клиента. Все штрафы и санкции, которые накладываются на УК и любого другого предпринимателя - все потери формируются из его дохода, риски штрафов закладываются в добавленную стоимость.

В ЖКХ объектом работы УК является многоквартирный дом, и объем средств полученных за его содержание несоразмерно мал по сравнению с возможными штрафами. Например, если жители не платят за отопление, то УК не может рассчитаться с ресурсоснабжающими организациями, а это уже является грубым нарушением (от 250 до 300 тыс. рублей за дом). При этом средний доход от одного дома в месяц - 98 тыс. рублей.

-3

Подобный сценарий развития рынка ЖКХ может экстраполироваться на все сферы нашей экономики: новая система государственного контроля и штрафы коснутся самых разных форм частного бизнеса.

-4