Разбираем проблематику документа, который вступит в силу в 2021 году.
О чем речь?
С 1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Закон № 248-ФЗ), которым установлена новая система госконтроля и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включая институты и инструменты, направленные на снижение административной нагрузки на бизнес.
Ключевым положением этого законодательного акта является систематизация и закрепление на законодательном уровне единой системы принципов государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Этими правилами должны руководствоваться все субъекты системы госконтроля. Они имеют универсальный, общий и обязательный характер и распространяются на контрольно-надзорную работу, включая организацию ее проведения.
Что изменилось?
Принципы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля представляют собой тот фундамент, на котором строится вся система государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Поскольку новый законодательный акт направлен на снижение административного контроля, стимулирование развития предпринимательства - в его основу положены несколько основных принципов.
Однако, не имея ряда других важных пунктов новый законодательный акт может стать отправной точкой для ужесточения контроля со стороны государства в отношении частного бизнеса.
Что не отражено в принятом законе?
- Принцип недопустимости множественного контроля (когда один и тот же предмет проверок проверяют разные органы);
- Принцип результативности и эффективности контроля (в этом случае результат должен быть общественно значим, но не основан на количестве проведенных контрольно-надзорных и профилактических мероприятий, количестве выявленных нарушений и количестве контролируемых лиц, привлеченных к ответственности). На текущий момент результативность определяется количеством - что прямо противоречит самому смыслу закона;
- Принцип объективности госконтроля (действия должностных лиц должны быть объективны и подтверждаться фактическими данными и документами, содержащими достоверную информацию). Таким образом бремя доказывания невиновности лежит на проверяемом;
- Принцип преимущественно уведомительного порядка проверок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности; недопустимости взимания органами госконтроля (надзора), органами муниципального контроля с юрлиц и ИП платы за проведение мероприятий по контролю.
Также не выделен принцип ответственности органов госконтроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении контроля или надзора (в контексте принципов в Законе № 248-ФЗ говорится только об их ответственности за разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну).
И нет упоминания о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального госконтроля (надзора), органов госвласти субъектов РФ в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального госконтроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов РФ.
Как это скажется на рынке?
Разбирая последствия на примере рынка ЖКХ, мы понимаем, что все штрафы станут дополнительной нагрузкой на конечного потребителя - клиента. Все штрафы и санкции, которые накладываются на УК и любого другого предпринимателя - все потери формируются из его дохода, риски штрафов закладываются в добавленную стоимость.
В ЖКХ объектом работы УК является многоквартирный дом, и объем средств полученных за его содержание несоразмерно мал по сравнению с возможными штрафами. Например, если жители не платят за отопление, то УК не может рассчитаться с ресурсоснабжающими организациями, а это уже является грубым нарушением (от 250 до 300 тыс. рублей за дом). При этом средний доход от одного дома в месяц - 98 тыс. рублей.
Подобный сценарий развития рынка ЖКХ может экстраполироваться на все сферы нашей экономики: новая система государственного контроля и штрафы коснутся самых разных форм частного бизнеса.