Чем больше я погружаюсь в историю независимой Грузии, тем больше удивляюсь, какими неординарными были правители/президенты страны в разные эпохи. Звиад Гамсахурдиа, Эдуард Шеварднадзе, Михаил Саакашвили, да даже Георгий Маргвелашвили, который сегодня зарабатывает тем, что сдает свой дом на букинге. Собственно, Грузия и сама по себе страна – неординарная.
Славу Эдуарда Шеварднадзе обрел задолго до того, как стал вторым президентом независимой Грузии, на посту министра иностранных дел СССР. На эту должность он был назначен по приглашению Михаила Горбачева в 1985 году. Министром иностранных дел он оставался пять лет, и за это время он успел совершить несколько знаковых сделок с Западом, последствия которых сказываются на России и сегодня.
Почему в США Шеварднадзе называли «серебряным лисом»?
На должности министра Шеварднадзе заменит Андрея Андреевича Громыко – неуступчивого патриота, готового ожесточенно отстаивать интересы СССР. Горбачев видел отношения с Западом иначе, и на этой должности он хотел видеть человека, готового к компромиссам. О том, насколько ловко и хитро Шеварднадзе умел договариваться, Горбачев хорошо знал – они были знакомы еще с 50-х годов.
Шеварднадзе сыграл ключевую роль в смягчении отношений с Западом. За его роскошную седую шевелюру и гибкость (граничащую с изворотливостью) в переговорах американская пресса и дала ему это прозвище.
Почему Шеварднадзе считали предателем?
Шеварднадзе блестяще справился со своей задачей – поиском компромиссов с Западом. Так, при Шеварднадзе произошло объединение Германии, его подпись значится в Договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии, после которого СССР потерял влияние в Западной Европе. При этом разрешение на объединение Германии было дано без каких-либо гарантий: США продолжили внедрять НАТО на Востоке.
При Шеварднадзе были выведены войска из Афганистана – фактически это означало отказ про продолжения интеграции просоветского режима. Наконец, Шеварднадзе буквально подарил США огромную часть континентального шельфа, расположенного в пограничных акваториях между Камчаткой и Аляской.
Все действия Шеварднадзе на посту министра иностранных дел идеально вписывались в концепцию Горбачева, но советский народ к таким переменам оказался не готов.