Автор журнала Creative Screenwriting Джеймс Наполи подробно описывает различные типы сюжетных поворотов, которые сценаристы могут использовать в своих историях. Давайте взглянем на некоторые из них.
Мигель Ривера, юный герой диснеевского/пиксаровского фильма "Тайна Коко", переносится в загробный мир (в День Мёртвых) и ищет дух своего прадеда, который, как он только что обнаружил, является одним из самых известных музыкантов во всей мексиканской истории.
Поскольку Мигель вопреки желаниям своей семьи, желает стать музыкантом, он нуждается в благословении своего родственника в духовном мире, чтобы осуществить свою мечту.
В финальной части "Коко", мы понимаем, что музыкант (и кровный родственник), которого искал Мигель, на самом деле был тем оборванным бездельником-компаньоном, которого он впервые встретил, когда вошел в загробный мир. Этот бездельник оказывается настоящим музыкальным гением, потерявшим жизнь из-за тщеславного и неуверенного в себе знаменитого музыканта, который украл все его хиты.
Когда юный Мигель, обнаруживает, что не нужно отказываться от семьи ради творческой жизни, сценаристы Адриан Молина и Мэттью Олдрич используют поворот сюжета в раскрытии общей темы истории, а также делают твист неотъемлемой частью внутреннего путешествия героя.
При разработке сюжетных поворотов для наших сценариев те, которые связаны с аркой персонажа, безусловно, представляют собой своего рода Святой Грааль в рамках экранного повествования.
Неотделимый сюжетный поворот
Сценарий Эрика Хейссерера для "Прибытия" (по новелле Теда Чанга "История твоей жизни") - ещё один пример разработки сюжетного поворота, который подтверждает всё, что хочет сказать фильм.
Когда происходит поворот, и мы понимаем, что видения Луизы Бэнкс о её дочери - из будущего, а не из прошлого; мы видим, что тема истории полностью раскрывается: пришельцы здесь, чтобы научить нас изменчивости времени.
"Головокружение" Альфреда Хичкока (сценарий Алека Коппела и Сэмюэля Тейлора по роману Пьера Буало и Томаса Нарсежака "Из мира мёртвых") - содержит один из самых обсуждаемых сюжетных поворотов в истории кино.
Персонаж Джеймса Стюарта по имени Скотти встречает женщину, которая выглядит невероятно похоже на его потерянную любовь. Он продолжает пытаться переделать женщину в образ из своего прошлого, а сценарий показывает нам правду о новой женщине (что она, на самом деле, и есть его старая любовь, которая не умерла, но была частью заговора с целью убийства кого-то другого).
В известной последовательности воспоминаний раскрывается сюжет убийства, и мы сразу же узнаем, что Джуди, новая женщина, также является Мадлен, женщиной, которую Скотти считал мёртвой. Это неожиданный поворот сюжета, который, как некоторые жалуются, слишком рано происходит.
Но верно как раз обратное. Потому что вторая половина "Головокружения" - это извращенная одержимость Скотти превращением мёртвой женщины в эротическую фантазийную фигуру. Его погружение в безумие не имело бы такой силы, если бы мы уже не знали, что его путешествие совершенно неразумно.
Сценаристы, должны спросить себя, почему поворот сюжета важен для их историй. Повороты должны быть интегрированы в тип истории, которую писатель хочет рассказать, как и решение выбрать линейную или нелинейную структуру сценария.
Любое использование нелинейного подхода должно быть частью первоначальной концепции сценария, а не приходить в голову создателям при монтаже, чтобы прикрыть слабую историю.
Так же и с сюжетными поворотами. Независимо от того, связаны ли они с темами и изменениями персонажей или просто существуют для того, чтобы "сломать" наш мозг, они должны быть сначала придуманы, а затем встроены сценаристом так, чтобы органично вписаться в запланированную историю.
Конечно, можно было бы утверждать, что такие повороты, о которых говорилось выше, являются теми, к которым нужно стремиться, но есть много причин, по которым мы ходим в кино, и иногда мы просто хотим, чтобы нас удивили.
Повороты-ловушки
Фильм "Шестое чувство" - это пример приёма сюжета-ловушки. Наряду с "Подозрительными лицами" и, в какой-то степени, "Бойцовским клубом", он берёт свою аудиторию в более интеллектуальное путешествие, похожее на головоломку, и создаёт поворот, который позволяет нам переоценить всё, что было увидено раньше, посмотрев на это в новом свете.
Обсуждая хорошо продуманный сценарий М. Найта Шьямалана, следует отметить, что он, безусловно, не отделен от персонажей и тематических элементов, упомянутых выше.
В самом деле, его пресловутое "Я вижу мёртвых" мало что значило бы без эмоциональной привязанности, которую мы испытываем к бедственному положению измученного маленького Коула и попыткам доктора Кроу найти ему безопасное место в этом мире.
Тем не менее, главный твист в сценариях, таких как "Шестое чувство" (и, опять же, "Подозрительные лица" и "Бойцовский клуб"), состоит в том, чтобы зрители вспомнили всю историю от начала до конца, соединили точки и открыли рот от удивления.
Это ещё одна вполне веская причина, чтобы вплести сюжетный поворот в свою историю. Но, как и авторы вышеназванных сценариев, вам нужно будет быть осторожным, чтобы вложить в сюжет убедительные элементы, которые значимы сами по себе.
Запутанные слои предательства, которыми усеяны "Подозрительные лица", и пьянящая критика общества, формирующая основу "Бойцовского клуба", - это клей, который удерживает не только истории, но и их аудиторию вместе достаточно, чтобы отправиться в путь к умопомрачительным поворотам.
Вопрос, который никто не задавал
Сюжетные повороты могут работать особенно хорошо, когда автор способен ввести читателя в заблуждение, задавая неправильные вопросы, сохраняя повествование сосредоточенным на внешней цели главного героя. В "Коко" зрители задаются вопросом, получит ли Мигель своё благословение от человека, которого он считает своим прапрадедом.
Никто не думает о том, мог ли объект поисков Мигеля убить его настоящего родственника. В "Прибытии" мы хотим знать, на каком языке говорят инопланетяне и чему он должен нас научить; мы не думаем о месте главного героя в пространственно-временном континууме. В "Шестом чувстве" мы хотим, чтобы одинокий Коул снова стал нормальным ребёнком; мы не думаем о том, что его наставник - просто ещё одно из его призрачных видений.
Финальный поворот
Как только сценарист поймёт, почему и где правильно поместить сюжетный поворот в свой сценарий, он сможет увлечь своих читателей в путешествие открытий - будь это изменение главного героя, или неожиданное событие, которое выбивает землю из-под ног, заставляя задаваться вопросом "что произошло?".
Как и в случае с любым успешным сценарием, истории, которые делают сюжетный поворот, должны использовать этот приём, обращая внимание на все другие важные аспекты сторителлинга. История не может существовать только для того, чтобы привести нас к новому и увлекательному повороту. Она изначально должна быть оригинальной и привлекательной.
Автор: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.
Наш сценарный курс
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас