Найти тему

Иван Грозный как представитель Бога на многогрешной земле

Александровская слобода. Покровская церковь - Домовый храм Иван Грозного. Единственная в России фресковая роспись шатра, повествующая о богоизбранности первого русского царя.
Александровская слобода. Покровская церковь - Домовый храм Иван Грозного. Единственная в России фресковая роспись шатра, повествующая о богоизбранности первого русского царя.

Венчание на царство Ивана IV Васильевича Грозного описано неоднократно. При этом много пишут о самой процедуре, но мало кто обращает внимание на то, что стоит за обрядовостью.

Начнем с двух основных постулатов: православие пришло на Русь из Византии, и русская земля была одной из епархий в подчинении Константинопольского патриархата, после падения Константинополя Москва стала центром охранения и сохранения православной веры. Поэтому и в венчании на царство прослеживается прежде всего преемственность Византия – Русь. Еще в Святославом «Изборнике», сборнике переведенных текстов отцов церкви 12 века, написано, что «князи и царие … от Бога поставляются…». И как византийский император поставлялся на царство самим Богом, так и в русском государстве Иван IV не просто рукополагался митрополитом Макарием. Царь мог получить власть только от Бога.

М.В. Зазыкин в работе «Царская власть и закон о престолонаследии в России» пишет, что «… происходило не простое благословение митрополита, через введение Византийского чина венчания совершались действия, знаменовавшие введение коронуемого лица в особый церковно-правовой статус. Коронуемый давал клятву верности православию прежде приступления к священнодействию, затем над ним происходило рукоположение высшего иерарха с произнесением соответствующих молитв для преподания особой благодати, над коронуемым совершалось таинство миропомазания, и он причащался не только в алтаре, но и по священническому чину отдельно тела и крови Христовых. Царь становился advocatus ecclesiae– верховным покровителем веры…

Рукоположение и миропомазание, сообщавшие особую благодать Св. Духа, произнесение слов «свят, свят, свят», - показывает, что с возведение в царский сан Церковь связывала особый чин, отличный от мирян... Подобно монашескому чину царский чин в Церкви, являя отречение от личной жизни, выделяет его из среды мирян; но в то время как это отречение делается во имя сораспятия Христу, здесь оно совершается во имя подвига для других, ради дарования им безмятежного жития и примера нравственного величия».

И теория управления Грозного зиждилась на единственном принципе – он поставлен царствовать Богом, и несет ответственность только перед Ним: «…Русская земля держится Божьим милосердием, и милостью пречистой Богородицы, и молитвами всех святых, и благословением наших родителей, и, наконец, нами, своими государями, а не судьями и воеводами, а тем более не ипатами [сановниками] и стратигами».

По мнению Михаила Валериановича, Иван IV «не только основал царскую власть в России, но и явился основоположником понятия самодержавия, дав целую теорию монархического права. Он дал учение о целях власти, ее основах и пределах. Он оттенил и священный характер сана, говоря об отношениях подданных к царю. «Если царь несправедлив, он грешит и отвечает перед Богом, и Курбский может порицать Иоанна, как человека, - пишет он, но не может не повиноваться тому, что Божественно – его сану. Не полагай, что это справедливо — разъярившись на человека, выступить против Бога; одно дело — человек, даже в царскую порфиру облеченный, а другое дело — Бог». В себе он видел одного из тех царей, которых помазал Бог на царство в Израиле, но также низвергал, и наказывал, и считал себя призванным ответить за каждый поступок перед Царем царей. Он поставлен для доставления другим тихого и безмятежного жития, для наказания злым, для поощрения делающих добро, для осуществления правды на земле…».

Свою теорию управления Грозный доказал на деле, выводя измену и казня тех, кто «Подобно бесам от юности моей … поколебали благочестие и Богом данную мне державную власть себе похитили», закладывая территориальную основу России и обосновывая самодержавие.

Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.

Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.