Александр Суворов прославился не только тем, не потерпел ни одного поражения на поле боя за всю свою военную карьеру. Были в его жизни и интересные моменты, когда приходилось маневрировать на дипломатическом поле, используя наличные силы только в качестве превентивной угрозы, не открывая огонь (ну по крайней мере, если враги не начнут). И во многом, именно благодаря такой политике Александра Васильевича, Крым в промежутке между двумя русско-турецкими войнами стал наш.
Один из его рапортов 1778 года прекрасен в своем троллинге 80-го уровня:
«По три батальона дружественно расположились с обеих сторон Ахтиарской бухты с приличной артиллерией».
Дело в том, что в Ахтиарскую бухту, ту самую, на берегах которой вскоре появится Севастополь, вошла турецкая эскадра. Ага, проявить дружеское участие и помочь присутствием своему еще недавнему вассалу – Крымскому ханству, ставшему по условия Кучук-Карнаджийского мира полностью независимым от Османской империи. Чтобы обеспечить эту «независимость», в Крыму и находился Суворов, которому Екатерина II поставила задачу
«Соблюдать дружбу и утверждать обоюдное согласие».
Русские полки в Крыму были необходимы как раз для того, чтобы местная знать не забывала, что теперь у нее «обоюдное согласие» не с Константинополем, а с Петербургом.
Вот для того, чтобы турки побыстрее поняли, что в Ахтиарской бухте им делать нечего, Суворов и распорядился на ясных и четкий жест - поставить по берегам бухты батареи и навести пушки на корабли. Тонко намекнул, что гостям следует убираться, им тут не рады.
Само собой, Османскую империю такой расклад не устраивал и они тоже пытались отправить в Крым свои «влиятельные силы», а именно военные корабли. Бороться с ними на море на тот момент русским было нечем. Но зато на берегу – запросто. Поэтому и появились за короткое время укрепления и орудийные батареи на берегах Ахтиарской бухты.
Ну а для того, чтобы не пустить турецкие корабли в крымские порты, например, для того, чтобы пополнить запасы воды, очень кстати, подвернулась начавшаяся в степи чума. Воспользовавшись такой отличной возможностью Суворов объявил ограничительный карантин и закрыл все порты. А попытки турок высадиться на берег пресекались безмолвными, но более чем наглядными маневрами артиллерии.
Ах да, одновременно, один из самых знатных «троллей» времен Екатерины Великой, вел переписку с турецким адмиралом в самой дружественной и любезной манере. Суворов непрерывно «горевал» и «скорбил» от того, что очень хочет, просто горит желанием, но никак не может пустить турок на берег, чтобы те отдохнули на суши и пополнили запасы воды и провизии. И рад бы, да нельзя – карантин. Вам же дорогие османы будет хуже. Поэтому давайте, болтайтесь там дальше в море, со всем любезным нашим почтением.
В итоге турецкий флот так и ушел от крымских берегов. А вместе с его уходом растаяли и надежды среди той крымской верхушки, которая еще надеялась, что ей удастся повернуть все назад. Повернуть не получилось, Крым стремительно катился в руки к Российской империи. В 1783 году Крымское ханство было аннексировано Россией после того, как последний крымский хан отрекся от престола. И ловкие маневры и умелый троллинг Суворова сыграли в этом свою, очень важную и нужную роль.
------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграм