Вы уже знаете, что Кирилл Серебренников покидает Гоголь-центр? Неужто он в Большой насовсем перейдет?..
Содержание 1 акта смотрите в полном собрании сочинений канала, вверху с правой стороны.
После перерыва настроение автора существенно улучшилось благодаря посещению буфета...
А также из-за того, что второй акт существенно короче первого :))
Действие начинается с «гран-гала». В переводе на общедоступный язык это значит, что Нуреев мечется по миру и прямо на на глазах у зрителя переодевается для разных балетов - «Лебединое озеро», «Дон Кихот», еще не помню что. Музыка оттуда же, только слегка переделана. Поэтому, опять же, ушам не так плохо, как было в первом акте :)
На сцене кордебалет, все в черном, и четыре пары солистов (посмотрите фото программки):
Барышни тоже в черном, все одинаковые, зато юноши в симпатичных цветных камзолах. Нуреев к каждому подходит, партнершу отбирает, потом бросает, потом начинает на них ругаться в том смысле, что они — ничто, а он такой единственный. В либретто текст на английском, но Владислав Лантратов кричит по-русски :))
Кстати, из первого акта я еще не рассказала о сольных и дуэтных номерах.
Между «прыжком к свободе» и «фотопортретом» вклинивается «письмо ученика». Логика опять непонятна. Действительно, у Нуреева выдающиеся ученики. Мануэль Легри (Manuel Legris) привел в порядок Венский балет, я была там на «Корсаре», и постановки Лорана Илера (Laurent Hilaire) у нас в Стасике меня не бесят, в отличие от «насмотренных» зрителей. Но зачем именно сюда этот номер вставлять, когда Нуреев только-только в Париже остался и никаких учеников завести еще не успел?
Ну ладно, к логике взывать, похоже, без толку.
В каждом минусе можно найти плюс. Этот балет хорош тем, что здесь много небольших партий типа «камео» для прим и премьеров, которых редко увидишь в одном и том же спектакле сразу.
Что-то мне подсказывает, что разгадка такого рвения — в именах по обе стороны логотипа:
Одна из таких небольших партий— Ученик, здесь ее исполнял Вячеслав Лопатин. Я видела его только неоклассике, в «Укрощении строптивой» и в «Светлом ручье», и это была просто фантастика! Знатоки говорят, что по технической части он — один из лучших в Большом. Хореография этого номера ничего особенного не представляет, но очень мило. Собственно, танцовщик такого класса за что ни возьмется, все будет хорошо.
Кстати, именно этот номер я в первый раз увидела при самых необычных обстоятельствах — когда Светлана Захарова представляла свой новый балет «Шанель» в Модене, в театре имени Лучано Паваротти. Как-нибудь расскажу... Если, конечно, это кому-нибудь интересно...
Сама Захарова тоже принимает участие, и тоже с небольшой партией Дивы. Хотя костюм ей сделали какой-то затрапезный, но даже в нем она самая настоящая дива :) И вот ей, пожалуй, одной эта современная хореография к лицу.
Еще есть несколько дуэтов. Все в рамках приличий. Если кто опасается — или ждет — скандала, то не надейтесь :))
Первый — в самом начале 1 акта, там Нуреев в училище, его партнерша — тоже вся в белом, обычно на эту партию выбирают балерину небольшого роста, они еще как бы дети.
Потом — или это во втором акте уже? - не помню — Марго Фонтейн (Margot Fonteyn).
Вроде Нуреев ей показывает, какие перспективы открывает их сотрудничество, она восхищается и кивает.
И, конечно, Эрик Брюн (Erik Bruhn). Это настолько важная личность в жизни Нуреева, что мне пришлось через два дня пойти на этот же спектакль с другим составом.
Здесь тоже все вполне целомудренно, Денис Савин — уникальный артист. (Хотя в другой постановке был у него номер с переодеванием, я потом найду ссылку, а то сейчас ночь, вечно я засиживаюсь допоздна...)
Еще один запоминающийся эпизод — «Король-Солнце» и его свита.
Антураж взят, по-моему, из фильма «Фаринелли-кастрат». (Фильм про оперу 18 века, про частную жизнь певцов там тоже много чего есть, но без излишеств. И музыка красивая, это правда) Они очень любили все эти плюмажи. Хотя какая связь — Нуреев когда-нибудь участвовал в чем-нибудь на тему Людовика XIV ?
Да, и в Большом контртенор поет, Вадим Волков на меня не произвел впечатления, у него голос срывается при переходе в другой регистр, а Владимир Магомадов — вы его можете помнить по одной из первых «Больших опер» - очень даже неплохо пел.
Кажется, я совсем забросила главного героя…
Дело в том, что Владислав Лантратов, исполнитель этой партии, на мой непросвещенный взгляд, классический танцовщик с очень хорошей школой, на него приятно посмотреть, когда он летит по сцене от одной кулисы к другой или даже просто стоит на месте.
А уж как лихо он управляется с полами шубы, надетой якобы на голое тело — это в эпизоде с портретом Аведона! А еще до этого бежит, спрятавшись за венским стулом! Мне показалось, что он над зрителями слегка подтрунивает — все же знают, что здесь надо скандала ждать, ну ладно, будет вам скандал :))
Однако дело близится к заключению. Тут что-то странное…
Полумрак, вступают «тени» из «Баядерки» - за каждой тенью-девушкой следует тень-юноша.
Ну ладно, надо же весь кордебалет куда-то пристроить. Музыка опять слегка переделанная, но в рамках приличия. Настроение меланхоличное создается, все как положено. Ну, думаю, хоть здесь решили не раздражать зрителя, уже хорошо. Как бы не так!
Когда Нуреев стал совсем плох, то решил податься в дирижеры, жизнь без аплодисментов ему была, наверное, хуже смерти.
Неувязка здесь такая, что из происходящего на сцене можно предположить, что он дирижировал поставленной им же «Баядеркой» в Париже. И еще в буклете к спектаклю написано, что «дебют Нуреева в качестве дирижера Венского симфонического оркестра состоялся 26 июня 1991 года».
На самом деле это не Венский оркестр (знаменитый), а венский оркестр, один из многих в Вене — скромный камерный Резиденц-оркестр , созданный в 1990, тогда в Австрии готовились отметить юбилей Мозарта, вот можете посмотреть их историю по ссылке. Там есть и на русском языке.
Понимаете разницу?
Однако участие Нуреева помогло им раскрутиться, они до сих пор работают, в основном для туристов. Знаете, в Петербурге есть балетные труппы, которые за большие деньги дают «Лебединое озеро» в разных исторических интерьерах? Примерно то же самое.
Ну вот, Нуреева одевают во фрак, опять же прямо на сцене, и он — исполнитель партии, то есть — спускается в оркестровую яму. Видите лесенку?
Оркестр приветствует стоя — в довольно глупом положении музыканты находятся, играть на инструменте — одно дело, а играть массовку в спектакле — совсем другое, у них в должностной инструкции ничего такого не значится.
Нуреев встает за пульт и начинает-таки махать палочкой. Постепенно музыка стихает, а он все машет, тени все танцуют…
Занавес!
После спектакля у меня было ощущение «поставленной галочки» - все об этом говорят, надо же посмотреть своими глазами…
Мне кажется, ждать трансляции и записи «Нуреева» не стоит - ведь если много народу увидит, что сенсация дутая, кто же будет в театр ходить?..
P.S.
Вот самое-то главное едва не упустила:
На поклоны вышел режиссер Серебренников! Под громкие продолжительные аплодисменты, само собой :))