О священнике Георгии Тобалове
Несколько лет назад мы с одноклассницей отправились в поездку, которую условно назвали «По следам патриарха Никона». Я тогда работала в газете «Истринские вести» и, кроме прочего, вела рубрику «Православие», а также служила официальным фотографом в Новоиерусалимском монастыре, для которого сделала сайт «Новый Иерусалим во времени и пространстве» (до сих пор продолжаю его вести).
Мы стояли на прекрасном Кий-острове, на скользком камне, и я рассказывала приятельнице про нашего благочинного – про отца Георгия.
Вот тот мой рассказ:
«Привез ко мне его отец Константин – ночевать, потому что о. Георгий очень уже болен – не доедет до Москвы. И мы полночи говорили.
О. Георгий сказал: вы, женщины, как цветы, скажешь что-то резко, и – завяли. Он очень жалел нас, женщин – всяких: нытиков, неудачниц, за невольных убийц молился.
Да и знал он, что церковь-то русские бабы восстановили в 90-х, те самые грешницы.
Я еще одного такого попа знаю, что женщин жалел – патриарх Никон – всегда копеечку подаст…
Утром отец Георгий говорит – я всю ночь не спал, у стенки простоял – боли… Ужасные боли его мучили, рак …»
Говорю я это, поскальзываюсь на камне и падаю – очень больно. Осеняет – умер отец Георгий. И вслух говорю – умер. Только озвучиваю, звонит о. Константин – умер… Приезжай, сними отпевание. Через три дня была дома, сняла - это было 15 августа, в давний день смерти моей бабушки.
Накануне своей смерти о. Георгий подарил мне реквием, записанный им на диск – он писал музыку.
Прошли годы, но как вспомню эту последнюю встречу с о. Георгием – перед взором возникают цветы, белые цветы.
В 90-х, в начале 2000-х шло восстановление Русской Палестины, церквей Истринского благочиния.
Истринским благочинием тогда управлял протоиерей Георгий Тобалов. Отец Георгий был настоятелем Покровской церкви Истринского благочиия (поселок Пионерский, сп. Лучинское). Он назначил настоятелей во все церкви благочиния. Это были молодые, деятельные священники. Под их руководством восстановлены разрушенные храмы и церковная жизнь, осветившаяся тогда многими знаменательными событиями.
За 20 лет своей службы отец Георгий подготовил к службе около 30 молодых священников для нашего района, открыл 20 новых приходов, не считая колоссальной работы, проведённой в своём храме.
Батюшку в районе любили все от мала до велика, вот что рассказывает о нём от лица прихожан житель Истры Николай Абрамов:
«Тобалов Георгий Петрович родился в Москве в 1945 г. Детство его проходило в христианской среде: лето он проводил у бабушки, которая в свое время закончила курсы благородных девиц, поэтому воспитание у нее было церковным, она учила мальчика молитвам, чтению Евангелия, приучала к посту. Закончив школу, он отслужил в армии, после чего 7 лет трудился на киностудии «Мосфильм» оформителем декораций, в это время ему довелось сотрудничать со многими известными режиссерами и актерами.
По рассказам самого священника, «путь в поисках себя был непрост и долог», студийная жизнь ему нравилась, но пугала своей бездуховностью, всё больше он чувствовал, что его место - храм. Перед тем, как решить, идти ли ему в семинарию или нет, он поехал в Калужскую область к старцу схиархимандриту Амвросию, одному из последних Оптинских старцев. Ему тогда было уже 115 лет. Увидев молодого человека, о. Амвросий пригласил: «Здравствуй, батюшка, проходи...» Он тогда благословил на учебу, а во второй приезд, после его неудачной попытки поступить в семинарию, сказал: «Терпи, терпи. Это Бог тебя проверяет...».
В 1980 г. закончил Московскую Духовную Семинарию, его другом и одноклассником, с которым он сидел за одной семинарской партой, был нынешний владыка Арсений, архиепископ Истринский, викарий Святейшего Патриарха Алексия II. 6 апреля 1985 г. отец Георгий был рукоположен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в священный сан и назначен в Покровскую Церковь в селе Покровское - Рубцово (пос. Пионерский).
Храм находился в аварийном состоянии, владыка Ювеналий, направляя молодого священника, сказал: «Мы хотим направить тебя служить в один из дальних и самых бедных приходов...» В ответ Владыка услышал следующее: «Я поеду. Хочу не ради денег, а ради славы Божией послужить».
Внутренний ремонт включил в себя всё пространство храма - от сводов до пола. Установлены медные купола, кресты, крыши, поправлены стены, заменены окна, приведён в порядок погост и Братская могила, выложены дорожки на территории, сделаны две автостоянки. Но самое главное - в церкви Покрова сложилась большая и дружная община, сопровождавшая батюшку до самой смерти.
Батюшка был хлебосольным: после каждой службы по традиции была трапеза, которая проходила в теплой домашней атмосфере. За столом отец Георгий давал духовные наставления своим прихожанам.
Более 20 лет дорогой батюшка служил Богу и людям, из них 10 лет, с. 1992 - 2002 г., - благочинным. Батюшка впервые возглавил Истринское благочиние, которое насчитывало всего 2 действующих храма, и до него территориально относилось к Солнечногорскому округу. Его неустанными трудами на Истринской земле стали возрождаться храмы. За это время было возвращено Церкви и открыто свыше 20 приходов, а также возведен новый Георгиевский храм в городе Дедовск, второй по величине в Истринском районе.
Отцу Георгию выпало служение в нелегкое время всеобщих перемен. В годы его благочиния Покровский храм был «кузницей кадров»: более 30 человек отец Георгий привел к священству, 12 из них - священники Истринского района, из них - протоиерей Константин Волков (с. Дарна), протоиерей Владислав Провоторов (пос. Павловская Слобода), протоиерей Вадим Сорокин (д. Мансурово) и др. О. Георгий был первым священником, который совершал богослужения в открывшемся Ново-Иерусалимском монастыре. При отце Георгии стало регулярно выпускаться православное приложение к газете «Истринские вести» под названием «Духовная нива».
Батюшка был талантливым и творческим человеком - членом международного художественного фонда. Он написал более 50 живописных полотен на духовные сюжеты, которые отмечены наградами и неоднократно выставлялись в известных столичных залах и галереях, в частности, в Славянском центре, Центральном Доме художника. Картина «Крестный путь» была удостоена награды «Золотая кисть». Кроме этого, у отца Георгия вышло шесть пластинок религиозных песен и лирических композиций, которые по сей день звучат на «Радио Россия».
Примечателен случай, произошедший с иеромонахом Никоном (Кашириным), насельником Московского Данилова монастыря. Отец Георгий подарил ему свою картину с видом на монастырь. Промыслом Божиим через несколько лет отец Никон стал насельником этого монастыря.
Отец Георгий был тесно знаком с А.И. Солженицыным, в 2000 г. венчал его сына Ермолая. Солженицын и наш батюшка отошли ко Господу в один месяц.
Батюшка также был в дружественных отношениях с режиссером В. Соловьевым, снимался в его сериале «Бедная Настя». В настоящее время на «Мосфильме» готовится фильм об отце Георгии.
Батюшка имел общественные и церковные награды. Он с отличием закончил Московский Государственный Социальный Университет. В 2003 г. отец Георгий получил ученую степень кандидата психологических наук. Служение отца Георгия было отмечено священноначалием, многими церковными наградами вплоть до права ношения палицы. Батюшка пользовался всеобщим уважением администрации района, в кругу собратьев, а также любовью прихожан.
Награды у него были не только за служение искусству, но и за служению Отечеству – от Союза ветеранов Афганистана и других воинских организаций, которые таким образом выражали ему признательность за духовное окормление и поддержку. Ведь у батюшки была редкая способность чужую беду воспринимать, как личную.
Отец Георгий находился в теплом братском общении с бывшим наместником Ново-Иерусалимского монастыря архимандритом Никитой, а также с духовником Борисо-Глебского женского монастыря в Аносино архимандритом Спиридоном. В Покровскую церковь неоднократно приезжал служить владыка Арсений (Истринский).
С 2007 г. отец Георгий служил в Крестовоздвиженской церкви с. Дарна, за алтарем которой и был похоронен по личному завещанию - как клирик храма. Перед смертью батюшка просил всех: «Молитесь за меня, я за вас там буду молиться». 15 августа при стечении множества верующих и всего духовенства Истринского благочиния были отслужены Божественная литургия и чин отпевания досточтимого пастыря в сопровождении мужского хора из Троице-Сергиевой Лавры».
Вот что рассказывают прихожане, люди, знавшие его лично:
«Для нас его смерть стала большой утратой – мы потеряли батюшку, отца, внимательного, чуткого человека, соответчика в житейских делах и мудрого руководителя в делах духовных. Этот благородный человек – сам по себе легенда, не часто встретишь такого, который отдаёт себя всего на служение Богу и людям.
Мало кто знает, что отец Георгий – реставратор (его священническая «карьера» с этого и начиналась), он сочинял музыку, фотографировал, неплохо владел компьютерной графикой, кроме того, батюшка – прекрасный художник: его творчество известно в кругу московских живописцев, а некоторые картины заслужили самые высокие оценки признанных мастеров и общественные награды.
Эта отзывчивость привлекала к нему людей разного рода занятий и разных поколений. Любил побыть среди людей, угостить, рассказать поучительную житейскую историю, пошутить. Всегда с улыбкой, с юморком, ласковыми лучистыми глазами – таким он остался у нас в памяти. А как мы слушали его проповеди – в церкви стояла абсолютная тишина, когда он говорил: так проникновенно было его негромкое слово.
Мы не знали - после службы он не уезжал домой, а вместе со своим учеником, (теперь настоятелем храма Крестовоздвижения селе Дарна протоиереем о. Константином (Волковым)) поднимался на леса и реставрировал роспись потолка, стен, колонн храма. И это кроме других хозяйственных работ по храму!
Никто не подозревал, что он был уже болен – он никому не жаловался. Стоически переносил он и другие неудачи – жизненные и по службе. Он не ожесточился, но здоровье его пошатнулось. В этот момент отец Георгий стал вторым священником в Крестовоздвиженском храме, тогда было уже заметно, что он нездоров, но он держался и старался не показывать своих страданий, оставался таким же добрым и внимательным, как и прежде. Настоятель и прихожане окружили батюшку вниманием и заботой, но, к сожалению, дней его оставалось уже мало.
Мы узнавали о его страданиях в госпитале только со слов врачей – сам он никогда не жаловался, и находил силы для сострадания, утешения других.
На похороны в храм Крестовоздвиженья собралось такое множество народа, что «яблоку негде упасть», и теперь к его могилке у храма не иссякает человеческий ручеёк.
Так и остался отец Георгий благословляющим на одной из последних фотографий.
Со святыми упокой, Господи, душу протоиерея Георгия и сотвори ему вечную память»
фото автора