Это был первый день за полярным кругом. На тот момент мы уже вторые сутки находились внутри автомобиля, скоротав ночь в палатках где-то на подъезде к Карелии в поле недалеко от трассы. Единственной разминкой последние 48 часов были походы от пассажирского сиденья до придорожных столовых или кофейного автомата на заправке. Однако, очень скоро нам предстояла хорошая разминка по болотистой местности.
Первый из интересующих нас объектов Кольского трипа замаячил на горизонте в свете закатного солнца. Заброшенная радио-локационная станция возвышалась над таежным лесом большим железобетонным утюгом. В таких походах нужно быть предельно аккуратным, поэтому паркуемся в двух километрах от действующего военного городка. Оставшееся расстояние идем пешком, без шансов проигрывая борьбу местным комарам.
Периметр военной части солидный. Не смотря на многочисленные дыры, три забора из колючей проволоки все еще представляют из себя серьезное препятствие. Прогуливаясь вдоль бетонных столбиков и натянутой между ними проволоки была найдена первая лазейка: пригнувшись, можно было пройти в сторону КСП. Сквозь зуд от назойливых кровососущих насекомых один из нас услышал посторонний хруст веток и шелест листвы на контрольно-следовой полосе. Моментально оценив обстановку, мы быстро выбегаем за пределы территории и ложимся в кусты, максимально вжимаясь во влажный, но мягкий покров тундры.
Шум от шагов усиливался, по голосу можно было понять, что делающий плановый осмотр периметра солдат-срочник общается со своей девушкой по телефону. Наверное, одиночный обход это одна из немногих возможностей поговорить с любимой. До его берцев от моей головы было буквально метров десять, но бравый защитник был явно занят более важным для себя делом. Не смотря на то, что мы остались незамеченными, было решено отложить попытку на другой день.
Приемная радио-локационная станция "Даугава" была построена в рамках развития системы предупреждения о ракетном нападении. На боевое дежурство встала в 1978 году в дополнение к уже построенной на той же самой территории РЛС "Днепр". Таким образом, две отдельные станции объединили в один комплекс, получив прототип новой РЛС "Дарьял". Существенно повысилась устойчивость к помехам, вызванными полярным сиянием, и было значительно улучшено качество получаемой информации.
Объект начал приходить в упадок в середине 90-х и до нашего времени добрался в очень плохом состоянии. Коридоры могут порадовать разве что облупившейся краской, почти все комнаты пустуют, демонтированы любые намеки на прогрессивное по советским меркам СВЧ оборудование. Теперь здесь господствует темнота, сырость и плесень.
Перед тем, как насладиться заброшенными и почти полностью разрушенными помещениями мы вдоволь нагулялись по заполярным просторам. Последние две недели были потрачены на увлекательные походы до истребителей, встречу рассвета на Кольской Сверхглубокой скважине, собирание килограммов морошки в самых редких локациях Мурманской области и исследования других интереснейших мест. Повторная попытка залаза выпала на последний день путешествия.
Вновь оставляем автомобиль на том же самом месте. Как бы мы не пытались приехать пораньше, оказались на нужной точке примерно в такое же время, как в первый раз. Поэтому, когда дойдем до территории РЛС, есть возможность опять напороться на обход. Путь через лес уже известен, экономим на этом примерно минут 20. В несколько ловких движений перешагиваем дренажный коллектор, а первый забор с колючкой поддается довольно легко. Остальные два - фикция, дыры размером с крупный рогатый скот. Еще двадцать минут - и мы внутри.
Первое, что приходит в голову, когда оказываешься внутри, это простая мысль: "успели". Проверка периметра и территории в этой военной части - занятие довольно частое. Через некоторое время мы имеем честь наблюдать это мероприятие с четвертого этажа. Поняв, что ребята, проходящие срочную службу, оказались здесь не по нашу душу и, в целом, не заинтересованы в попадании внутрь, продолжаем ходить по гнилым кабинетам, делая это вдвойне аккуратно.
Постепенно поднимаемся наверх. Складывается ощущение, что чем выше, тем сохран гораздо хуже. Местами попадаются дыры в полах и это отнюдь не технологические отверстия для монтажа оборудования. На крышу не вылезали, пугала близость военных. Это был один из немногих недочетов индустриального путешествия.
Пультовая комната - святая святых любой радио-локационной станции. Расположение не самое очевидное, пришлось долго плутать внутри постройки. Утраченное оборудование среди копоти и облезлых стен - последнее, что мы запечатлели. Делаю несколько кадров с любимым красным фонарем, скрестив пальцы насчет благоприятного обратного пути.
Вылезали под отдаленно доносящиеся с территории плаца крики толпы. Среди неразборчивого скандирования не без труда угадывалась нехитрая фраза "Здравия желаю, товарищ Подполковник". Шли, не оборачиваясь, как и полагается в таких случаях. Укрывшись в складках местности, быстро добираемся до колючего забора. Сквозь проволоку уже виднеется живописное озеро. До машины - рукой подать, до дома - две с половиной тысячи километров.
Спасибо всем, кто прочитал до конца. Это очень важный фактор для развития канала. Подписывайтесь на Бесконечное Похмелье, впереди Вас ждет еще очень много интересных и недоступных мест!