…Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части дохода, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им…
Во времена охотников на мамонтов и собирателей корешков с налогами было относительно просто. Каждый член человечьего стада получал свою долю от общей добычи – сильные повкуснее, слабые поплоше. Вожди без зазрения совести отбирали, что им понравится, и все были довольны.
Понятие частной собственности возникло вместе с понятиями «род», «семья» и «закон». Община стала делиться на тех, кто добывает пищу в поте лица и тех, кто защищает «работников», получая за это еду и всеобщее уважение.
Регулярные взносы с населения начали собирать не правители, а жрецы. Уже в Египте и Вавилоне взимание «десятины» в пользу богов был обычным явлением. Светская власть существовала за счёт эксплуатации рабского труда и сбора податей с покорённого и пришлого населения. В Египте политику «налоговых ножниц» фараоны применили к иудеям, разбогатевшим сверх всякой меры.
Афинские граждане вообще не платили регулярных податей – это считалось унизительным для свободного человека. При этом богатые афиняне вносили добровольные пожертвования в городскую казну, оплачивая благоустройство города, спортивные состязания и театральные представления. А на военные нужды взимались единоразовые отчисления с имущества.
Прообраз современной системы налогообложения оформился в древнем Риме. Изначально коренные римляне тоже не платили налогов, а магистраты и городские власти содержались за счёт обеспеченных граждан – это было почётно. Выворачивать карманы приходилось только во время войны, специальные клерки-цензоры обходили жителей и составляли налоговые декларации по доходам каждой семьи.
Когда из города-государства Рим стал великой империей, стало ещё легче – римляне жили в роскоши за счёт налогов с покорённых провинций. К сожалению, аппетиты императоров росли быстрей, чем доходы страны. Цезарь ввёл подоходные и поземельные подати, Октавиан Август – налог на наследство и налог с оборота, а Веспасиан – знаменитый налог на общественные уборные.
Когда сын предприимчивого императора попробовал возмутиться нововведением, Веспасиан сунул ему под нос золотой денарий со словами «Деньги не пахнут».
Сборщик по зёрнышку клюет
Знаменитый средневековый богослов святой Фома Аквинский считал, что «налоги это узаконенная форма грабежа». Незнатные жители средневековой Европы имели все основания с ним согласиться. Поземельные налоги и церковные подати собирались ещё со времён римского владычества, но власть имущие были воистину ненасытны.
Церковь вообще не платила налогов, благородное сословие получало от королей земли и деньги «за службу», а кормить всю эту ораву приходилось крестьянам и горожанам. Помимо регулярных налогов взимались подати по случаю рождения и посвящения в рыцари принцев, замужества королевских дочерей, на крестовые походы и выкуп из плена неудачливых монархов.
Так в Англии был введён специальный побор, чтобы выкупить Ричарда Львиное Сердце у германского императора. Платили деньгами, товарами и натурой – «барщиной», трудом на полях и в замках дворян. «Право первой ночи» тоже считалось налогом, законной долей сеньора.
Схема налогообложения менялась от государства к государству. В Англии взимали пошлину «с окна» (в зависимости от количества окон в доме), в Дании каждый житель, кроме солдат и детей, должен был ежегодно вносить в казну золотой талер, во Франции откупщики сдавали в казну оговоренную сумму налога, а затем выжимали с населения деньги в свои карманы.
Особым налогом облагались рудники и виноторговля, проезд по частной дороге или мосту, породистые скакуны и дамские украшения. Иноверцы (иудеи и мусульмане) тоже вносили особую плату за право жить и торговать на территории христианского государства.
К 16 веку сперва Англия, а за ней и другие европейские страны стали тратить налоги, в том числе и на социальную сферу. Английские приходы (микрорайоны) обязали самостоятельно содержать своих бедняков и поддерживать в порядке свои улицы, затем появились сборы на очистку рек, устройство плотин и содержание общественных больниц.
Систему откупщиков во Франции добила революция. А понятие о налогах, как об общественном долге каждого гражданина перед своим государством появилось вместе с профессией экономиста.
Шотландец Адам Смит, один из первых экономистов-теоретиков писал:
Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ и сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица.
Соляной бунт
Киевская Русь собирала налоги просто «по куне (кунице) с дыма (жилья)». За возможность спокойно жить на своей земле и спокойно торговать в стольном граде славяне платили князьям твёрдую мзду. Неплательщиков продавали с торгов, иногда – вместе с семьями.
Помимо основного налога существовали всевозможные сборы – за право иметь склады, переезжать через реки и въезжать в города. За нарушения закона полагалось платить судебный налог – «виру». Убийство холопа, коня и кража бобра из логова стоили одинаково – 12 гривен с преступника.
Татарские завоеватели ввели подушный налог, «выход» - за каждого жителя и крупный скот. Откупщиками перед ханами выступали русские князья и тяжесть налога зависела от условий договора с конкретным Джаннибеком или Мамаем.
После освобождения от татарского ига, русские цари продолжили брать подушную подать, но добавили косвенные налоги - на топоры, свадьбы, мёд, икру и т.д. Государство взимало более 20% дохода населения, и, наконец, неподъёмный налог на соль (20 копеек с фунта) вызвал всеобщее возмущение. Для бедняков одним из основных источников пищи была рыба с Волги и Оки, с удорожанием соли её стало невыгодно перевозить, улов тух на берегах, а голодные люди взялись за вилы и косы. Многих бунтовщиков казнили и запороли до смерти, но подать всё же пришлось снизить.
Порядок в налогообложении навёл Пётр 1. С одной стороны он начал проводить политику налоговых льгот для успешных предпринимателей, армейских поставщиков и «социально незащищённых» граждан, с другой – ввёл единую ставку прямого налога и бессчётное число косвенных.
Россияне платили за арбузы, орехи, найм домов, право ходить в баню, молиться по католическому или раскольничьему канону и даже ставить печь в избе. Самым знаменитым стал налог на бороды – по 60р в год с купцов и дворян, по 30р с обывателей (корова стоила 6-7 рублей). Меры были жестокими, но по итогам петровских реформ Россия выплатила все внешние долги и стала «самоокупаемой» державой.
Теневые налоги
Современная налоговая система в России всё ближе подходит к американским стандартам. Ничто не ново под луной – американцы тоже ежегодно заполняют кучу бумажек по доходам и прибылям, а юристы, изыскивающие способы сократить налоги – одна из самых уважаемых профессий в стране.
Да и наше законодательство относительно гуманно обходится с населением. Знаете ли вы, что:
- В Византии платили налог «за воздух» - ставкой облагалась постройка любого помещения больше определённого объёма;
- В немецком городе Бюртемберге домовладельцам предписывалось ежегодно сдавать в казну 18 дохлых воробьёв;
- В китайском городе Тяньцзин пары, состоящие во внебрачном сожительстве, обязаны ежегодно выплачивать 120 долларов «налога на грех»;
- Налоги, собираемые с исполнительниц «танца живота» в Египте – пятый по значению источник доходов страны (более 260млн $ в год);
- В Австрии горнолыжники платят «гипсовый» налог за каждый спуск с горы, вырученные суммы идут в пользу австрийских травматологических клиник;
- В Гвинейской республике граждане платят налог «на мир» - за каждый год, в который государство не воюет;
- В Венеции с 1996 года платят налог на тень – с тентов, навесов и зонтиков у магазинов и кафе для туристов.
Если вдруг вам не нравится заполнять налоговую декларацию – порадуйтесь, что по крайней мере за бороду, туалет и возможность целоваться в общественном месте налоги всё ещё не берут.