Саша Филипенко - Возвращение в Острог, Издательство: Время, 2020 г.
Начинал читать с большим авансовым скепсисом, хотя и доверяя участию книги в шорт-листах крупнейших российских премий (премия «Ясная поляна» 2020 года). Но не обманулся, повествование чем дальше, тем становилось все более интригующим. А в финале стало понятно, что передо мной детектив, точнее, социальный роман с уверенным авторским голосом в обертке крепкого детектива.
Это добротный русский роман, читаемый, увлекательный, недлинный, с хорошим неожиданным финалом. Чего же боле? Тем более это все же скорее не для читателей детективов, а для любителей, прости Господи, литературы, которую принято называть "большой" или "интеллектуальной". Хорошее авторское кино, интеллигентный, не чуждый жестким образам Звягинцев. В общем, недаром на блёрбе цитата Светланы Алексиевич.
Конечно, кое-где казалось, что — стилистически — перебор. Сравниваемый с российским двуглавым орлом образ девочек сиамских близняшек, которые во сне насилуют главного героя. Или подробное описание пыток полицейскими мальчика из детдома. Самоубийства детей, беременная девочка-подросток, умоляющая увезти ее в Москву, усыпление судебными приставами вполне здоровой собаки... Хорошо, впрочем, без смакования, описанные реалии русской жизни, ее ужасы, в наличии.
Однако, кажется, роман это не портит. Автор остается в рамках темы, в русле философских и художественных размышлений о смысле жизни. Он не пугает и не стращает, не нагнетает и не клеймит. Он исследует и задает читателю невеселые вопросы, и делает это тонко, ненавязчиво. Какова природа человека? А какова природа добра? Которое в итоге оборачивается трагедией...
Есть ли в добрых, светлых поступках, которые несут смерть, смысл? Какой ценой можно добывать добро? Мне нравится тон, интонация, и авторская осторожность, с которой он пытается разворошить читательскую душу, как потухший костер.
Подписывайтесь на мои личные новости - https://gonchukov.ru/