Невероятная история приключилась со мной на днях в одной из московских электричек. Я три года пишу про поезда, и мне казалось, что я знаю все возможные уловки перевозчиков, но нет. Стоило мне расслабиться, как я тут же попал в капкан, умело расставленный Московско-Тверской пригородной пассажирской компанией (МТППК).
У нас есть канал в телеграме, где мы публикуем ж/д новости. Подпишитесь на него.
Неопознанная электричка
Дело было на Ленинградском направлении Москвы. Мне нужно было доехать от Ленинградского вокзала до одной из станций, расположенных в ближнем Подмосковье. Этим маршрутом я пользуюсь 5-6 раз в год и, казалось, ничто не предвещало приключений.
Я спокойно купил билет на электричку и прошел через турникеты на платформу. Расписание я заранее особо не изучал, зная, что по утрам электрички здесь ходят буквально каждые 5-10 минут. У одной из платформ стояла «Ласточка» на Клин, отправлением через шесть минут. Это был абсолютно стандартный поезд, состоящий из двух сцепленных друг с другом «Ласточек». Я прошел в начало второй «Ласточки», сел и поехал.
Здесь нужно сделать лирическое отступление. На Ленинградском вокзале есть три типа поездов. Во-первых, это старые электрички Торжокского завода. Те самые – шумные, не очень чистые, холодные зимой и жаркие летом. Словом, традиционные российские электрички. Во-вторых, «Ласточки», которыми в последние годы заменили значительную часть тех самых старых торжокских электричек. Они ходят по обычному расписанию со всеми остановками. В-третьих, «Ласточки», которые ходят в режиме экспрессов, – по путям поездов дальнего следования, делая остановки только на части станций.
Так вот, буквально через пару минут после отправления поезда, ко мне подошли контролеры. Я показал билет.
– У вас до Подрезково, но это скоростная “Ласточка”, она там не останавливается. Вам нужно к вашим 104 рублям доплатить еще 157, выйти в Химках и пересесть на обычную электричку, – сказала контролер.
Сперва я опешил и попытался поспорить, но быстро понял, что это бесполезно. «Ласточка» и правда шла без остановок.
– А как я мог определить, что это скоростная «Ласточка»? – спросил я.
– Вы должны были обратить внимание, что на табло в начале платформы не было написано «со всеми остановками», – объяснила контролер.
Табло выглядит так.
В итоге я доплатил 157 рублей (поездка продолжительностью в 15 минут мне обошлась в общей сложности в 261 рубль), и стал думать – «а правда, как же я мог узнать, что это скоростная электричка?!». И оказалось, что отгадать эту загадку могут только знатоки.
Автоинформатор, который по идее должен объявлять остановки, в электричке не работал. На подъезде к Химкам была тишина. Если бы после того, как я сел в электричку, было бы голосовое сообщение, что это скоростная «Ласточка», а не обычная, и что следующая остановка только Химки, я понял бы свою ошибку и вышел бы.
Но это еще не все. Выше я писал, что я сел в середине поезда. Кто видел «Ласточку», знает, что на вагонах есть табло с указанием маршрута. Так вот, если бы, пока я шел вдоль поезда, я увидел бы, что это скоростная «Ласточка», я в нее не сел бы! Но табло были выключены!
Не работало табло и в хвостовом вагоне наверху, где обычно указывается маршрут.
Интересно, что, когда я заходил в поезд, я зашел ровно в ту дверь, напротив которой стояли контролеры, но и они промолчали.
Не всякая «Ласточка» – «Ласточка»
Исторически так сложилось, что электрички Ленинградского направления в Москве обслуживает другой перевозчик – не тот, который работает на других ветках.
Если коротко, то это из-за того, что все остальные дороги «идут из Москвы» и принадлежат Московской железной дороге. И только Ленинградское направление исторически строилось как Петербурго-Московская дорога. То есть Петербург – главный. Эта линия и сейчас принадлежит не Московской железной дороге, как все остальные в столице, а Октябрьской. И перевозчик там свой – не Центральная, а Московско-Тверская пригородная пассажирская компания.
И правила у этой МТППК свои и, надо сказать, достаточно непрозрачные. Я выяснил, что у меня был единственный шанс опознать скоростную электричку – заранее посмотреть в расписании ее маршрут. Никаких отличительных черт у скоростных «Ласточек» нет.
Изначально, когда МТППК только начала пускать «Ласточки» по маршрутам обычных медленных электричек, компания обещала раскрашивать их иначе. Вот так:
Согласитесь, что это не сильно отличается от классической расцветки.
Особенно сложно заметить разницу в темное время суток, но тем не менее, она есть!
Однако со временем в компании стали пускать по нескоростным маршрутам «Ласточки» со стандартной окраской. И теперь визуально четкие отличия есть не всегда.
Другая проблема – с расписанием. Выглядит оно на «Яндекс Электричках» так:
Если у вас много времени или вы постоянный пассажир, то вы обратите внимание на то, что у некоторых электричек красный значок и выше цена. Это и есть подсказки! Но на этом понятные различия закачиваются.
Человек, который едет первый раз, вряд ли с легкостью разберется, где какой поезд. Ведь «Ласточка» в расписании – это только скоростные «Ласточки». В русском языке есть много слов, которые пассажир безошибочно воспримет как указания на скоростной характер электрички. Например, «экспресс», «скорый», «ускоренный», привычные для Москвы слова «Спутник» и «РЭКС» (хотя они являются брендом конкурентов)...
Но почему та «Ласточка», что идет без остановок, обозначается как «Ласточка», а та, что с остановками – как «Комфорт», хотя в качестве подвижного состава там те же «Ласточки»?
Ошибки – обычное дело
Я поговорил с тремя пассажирами, которые пользуются поездами регулярно. И все подтвердили, что путаница есть, но это вопрос привычки. Нужно внимательно смотреть расписание в приложении. При этом неработающие табло и отсутствие аудиоинформации, как в моем случае, – это скорее исключение. Тем не менее, двое опрошенных признались, что тоже, бывало, садились не в те поезда из-за путаницы.
По итогам поездки я написал запрос в МТППК с просьбой сделать визуально понятными отличия скоростных «Ласточек» от обычных, и разобраться, почему в моем случае не было вообще никакой информации. Как получу ответ, обязательно его опубликую.
Я понимаю, что сам был недостаточно внимательным, но в то же время утверждаю, что информирование пассажиров у МТППК организовано безобразно. Так что читателей, которые поедут на электричках Ленинградского направления впервые или после большого перерыва, призываю быть предельно внимательными. Иначе это дорого обойдется.