Сенситивные периоды в дошкольном возрасте для ребёнка не просто актуальны и значимы, они будут ВЛИЯТЬ, на всю его дальнейшую взрослую жизнь. Часто родители интуитивно чувствуют, когда и чему ребёнка нужно учить, что ему можно предложить, чем он интересуется. Они шаг за шагом продвигаются с ним в развитии. Также интуитивно могут почувствовать, что есть какая-то проблема, что нужно обращаться за помощью.
Выделим пять сенситивных периодов развития речи, предложенных Л.С. Выготским:
• 1,5-3 года - пополнение словарного запаса. Этот же период характерен развитием моторики.
• 3-4 года - знакомство с буквами. Начало осознанной речи.
• 4-5 лет - интерес к занятиям музыкой, математикой. Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма.
• 5-6 лет - развитие социальных навыков, интерес к общению. Письмо и чтение.
• 8-9 лет - повторный всплеск языковых способностей (совершенствование своей продуктивной речи). Развитие воображения. Восприятие культуры.
Понятие сенситивных периодов было также изучено и разработано итальянским педагогом Марией Монтессори, она предлагает следующую периодизацию:
Сенситивный период для развития речи: от 0 до 6 лет
• 0-4 месяцев: ребенок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам.
• 1-1,5 года: вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова.
• 2-2,5 года: лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка.
• 2,5-3 года: ребенок думает вслух, эгоцентрическая #речь . Проговаривает свои мысли.
• 3,5-4 года: осознанное употребление речи.
• 4-4,5 года: ребенок использует речь для решения своих проблем.
• 5 лет: интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо – выражение собственных мыслей. Ребенок учится читать, т.е. понимать чужие мысли.
Сравнив периодизации Л.С. Выготского и М. Монтессори, мы увидим в них совпадение и наложение друг на друга.
В настоящее время, #сенситивный период («чувствительный», активный, восприимчивый к обучению и развитию в данный момент) речи принято считать от 0-6 лет (утверждено во всём мире).
Сенситивный период развития речи заканчивается быстро, поэтому важно не терять время на уточнения диагноза. Чем раньше обнаружены нарушения в речевом развитии ребенка, тем эффективнее будет помощь. Все дети независимо от нарушения, должны пройти одни и те же этапы развития, которые создают фундамент для речи.