И #газпром наконец, это понял, поэтому и указал европейцам в своем докладе о возможных рисках, связанных с политическим решениями.
Да это обойдется отечественному газовому гиганту в несколько миллиардов, но и компаниям Австрии и Германии это влетит "в копеечку", ведь скидывались ребята вместе.
Да, можно как вечно дотационные прибалтийские попрошайки скакать за свою "как бы свободу", а потом с завистью смотреть на #порт Усть-Луга, а можно вовремя опомниться, как болгары и достроить #балканский поток , чтобы обеспечить свою энергонезависимость.
А ведь через #северный поток и его младшего брата можно было бы через несколько лет запустить водородное топливо для обеспечения перехода к безоблачному безуглеродному будущему.
А можно ли транспортировать водород по существующим магистральным газопроводам?
Безусловно, есть свои нерешенные проблемы:
- из-за низкой плотности водорода требуется увеличить скорость потока в 3 раза,
- для передачи водорода требуется в 4,6 раза больше энергии, чем для транспортирования природного газа,
- потери водорода в 3-3,5 раза выше потерь природного газа, НО энергетические потери выравниваются за счет большей теплоты сгорания (~в 3 раза).
Все это позволяет с оптимизмом смотреть на будущее водородной энергетики, ЕСЛИ у европейцев хватит воли для достройки СП-2. Американцам, аж зубы чешутся, как хочется поставлять свой газ, а потом и водород "союзничкам", но процесс сжижения водорода чрезвычайно энергоёмок.
Уже на примере СП-2 в ближайшие месяцы мы увидим, куда же все-таки двинется лайнер Европа: на американский айсберг или в экологичное будущее за руку с Россией!
И вся возня с возвращением одного ничем не выдающегося человека в Россию связана тоже с тем, что СП-2 начал достраиваться, ведь иначе, зачем этот Алёша (🤡) так долго сидел на шее налогоплательщиков Германии? А сейчас есть повод повопить о свободе слова и прочей ерунде, которая напрочь отсутствует на Западе, судя по тому, что блокируются аккаунты первых лиц государства (привет мистер Трамп👋)
Настоящее и будущее водорода
К слову, в мире уже сейчас эксплуатируется 16 тыс. км водородных трубопроводов, самый длинный из которых кстати связывает Антверпен и Нормандию (Европушка-то инфраструктуру и достаточный опыт использования ее уже имеет). А крупнейшие производители водорода в США (Air Liquid, Praxair BOC Group) уже многие годы транспортируют водородное топливо.
И если наши научные исследования позволят снизить затраты на их строительство и/или модернизацию существующих магистральных газопроводов, то есть шанс заполучить ситуативных союзников среди ближайших евро-соседей (попрошайки из СНГ союзниками не считаются).
СПАСИБО, ЧТО ДОЧИТАЛИ СТАТЬЮ ДО КОНЦА!
БЛАГОПРИЯТНОЙ ВАМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ!
Статья подготовлена с использованием исследований специалистов "Курчатовского института" и "Газпром ВНИИГАЗ"