Найти в Дзене
Мир в его многообразии

Таиландский "Панамский" канал: опыт Японской империи

Оглавление

Узкий перешеек Кра соединяющий Малайский полуостров с остальной частью Индокитая, на протяжении веков являлся стратегически важным регионом, где пресекались торговые пути ведущие из Китая в Индию. Сам Малайский полуостров вытянулся на 1300 километров с севера на юг, являясь барьером для кораблей, вынужденных его огибать через опасный Малаккский пролив. Ввиду небольшой ширины перешейка Кра (всего 44 километра) ещё в XVII веке у королей Сиама родилась идея прорыть здесь канал, известный в истории как тайский канал Кра. Но, обо всём по порядку.

Наиболее вероятный маршрут тайского канала Кра. Источник изображения: https://medium.com/
Наиболее вероятный маршрут тайского канала Кра. Источник изображения: https://medium.com/

Прожект короля Нарая Великого

В 1677 году король Сиама Нарай Великий, озаботившись проблемой роста пиратства в Малаккском проливе, обратился с просьбой к французскому Людовику XIV прислать инженеров для строительства канала через территорию королевства. Король предлагал прорыть канал от поселения Сонгкла на восточном побережье Таиланда, до городка Сатун, являвшимися в то время оживлёнными портовыми городами с удобными гаванями. Правда, стоит отметить, что протяжённость канала тогда оказалась бы весьма не менее 100 километров.

Французская карта 1881 года с маршрутом планируемого строительства канала Кра
Французская карта 1881 года с маршрутом планируемого строительства канала Кра
Учитывая, насколько тёплыми были отношения между Францией и Таиландом в то время, французские власти командировали на помощь сиамскому королю некоего инженера Де ла Мара для соответствующих изысканий. Однако со смертью короля Нарая в 1688 году о канале забыли, а его преемники надолго свернули отношения с европейскими странами.

В 1868 году, король Рама IV решил возродить старый проект и пригласил для строительства канала британских специалистов, предлагая новый маршрут от Ранонга до Чумпхона. Прибывшие с Туманного Альбиона инженеры, при прокладке маршрута столкнулись с проблемой в виде горной цепи высотой около 1000 метров. Здесь, некоторые из специалистов не растерялись и предложили просто идти напрямую, разрушая вставшие на пути горы. Однако, в том же году король скончался, и британцы отправились домой уступив место французам.

Заметка о строительстве канала Кра, которое так и не было начато. Вырезка из журнала "Задушевное слово" №19, 1902 год
Заметка о строительстве канала Кра, которое так и не было начато. Вырезка из журнала "Задушевное слово" №19, 1902 год

Рост влияния Франции в Индокитае, контроль Малаккского пролива Великобританией привело французское правительство к пониманию того, насколько необходим канал через перешеек Кра. Ввиду успешной для Франции франко-сиамской войны в 1893 году, было достигнуто соглашение о строительстве стратегически важного канала и начиная с 1901 года французские инженеры приступили к его проектированию. Стоит отметить, что несмотря на то, что Сиам сохранил свою независимость, по сути он превратился в некую буферную зону между Великобританией и Францией, которые свободно вмешивались в его внутренние дела. Что касается канала, то французы так его и не построили.

Мечта Японской империи

Исследователи утверждают, что в 1897 году Сиам и Великобритания подписали секретное соглашение, согласно которому, канал через перешеек Кра без разрешения Великобритании построен не будет. Подобное "секретное соглашение" было подписано в 1934 году и с Японской империей, которая через различные фирмы решила взять в концессию перешеек и обустроить здесь широкий канал.

Постройкой канала Кра Япония стремилась подорвать позиции Великобритании в регионе, позволяя свободно обходить её военно-морскую базу в Сингапуре, перебрасывать войска из Тихого в Индийский океан и в дальнейшем, стремительно захватить главную британскую колонию - Индию, а далее, поставить под контроль весь Индийский океан. Немудрено, что о секретном соглашении вскоре все узнали и англоязычные СМИ подняли крик об ужасных планах японского империализма.

В самой Стране восходящего солнца, видя как мечется правительство Таиланда между Великобританией и Японией стремясь всем угодить, приняли решение поставить под полный контроль территорию Таиланда в рамках военной операции, что и произошло 8 декабря 1941 года. Успех мероприятия и дальнейшее продвижение японской армии на запад, позволило начать строительство канала Кра. Для этого, в конце декабря 1941 года в Чумпхон было согнано 60000 пленных, однако в связи со стремительно развивающимися событиями, уже через неделю было принято решение ограничится постройкой Тайско-Бирманской железной дороги, так как канал требовал больших вложений и времени, что было непозволительно в условиях набирающей обороты войны.

Варианты маршрутов тайского канала Кра. Источник изображения: https://www.enverus.com/
Варианты маршрутов тайского канала Кра. Источник изображения: https://www.enverus.com/

Китай, США и альтернатива туризму

Канал в очередной раз не построили, а Великобритания вновь заключила с Таиландом соглашение о запрете подобного строительства без высочайшего разрешения. В 1975 году реализацией подобного проекта заинтересовались США в качестве действенного способа закрепления своего присутствия в регионе, а в 2013 году в рамках программы "Один пояс и один путь" Китай всерьёз задумался о создании канала через перешеек Кра. Нынешнее правительство Таиланда, стремясь снизить зависимость королевства от доходов с туризма, также тщательно продвигает проект канала.

Гавань нового города канала Кра в представлении художника. Источник изображения: https://www.bangkokpost.com/
Гавань нового города канала Кра в представлении художника. Источник изображения: https://www.bangkokpost.com/
Согласно расчётам тайского правительства, строительство и дальнейшее функционирование канала позволит обеспечить работой 2,5 миллиона человек в Тайланде и Мьянме. Канал позволит судам сократить плавание на 5-6 дней, обезопасит от разгула пиратства в Малайском проливе, снизит стоимость перевозки грузов.
Поперечное сечение канала Кра в одном из предлагаемых проектов. Из статьи "A descriptive method for analysing the Kra Canal decision on maritime business patterns in Malaysia"
Поперечное сечение канала Кра в одном из предлагаемых проектов. Из статьи "A descriptive method for analysing the Kra Canal decision on maritime business patterns in Malaysia"

Канал через перешеек Кра предлагается сделать двусторонним протяжённостью 102 километра между Андаманским морем и Сиамским заливом, шириной 400 метров и глубиной 25 метров, это позволит свободно перемещаться кораблям с глубокой осадкой, что невозможно в Малайском проливе. Стоимость проекта оценивается в 32 миллиарда долларов. Зарубежные СМИ уверяют, что секретное соглашение по строительству канала между правительством Тайланда и Китая уже достигнуто и несмотря на ярое противодействие США будет реализовано, правда о сроках строительства ничего не известно.

Реализация проекта тайского канала Кра повлечёт за собой бурный экономический рост прилегающих территорий. Концепт канала, источник: https://thethaiger.com/news/
Реализация проекта тайского канала Кра повлечёт за собой бурный экономический рост прилегающих территорий. Концепт канала, источник: https://thethaiger.com/news/

Примечание. Тема истории строительства тайского канала Кра настолько запутанна и противоречива, что часто можно встретить разные сведения об участниках, датах и причинах строительства. Так, например, французские исследователи ставят под сомнение приглашение Нараем Великим инженеров для строительства канала. Британские историки утверждают, что Рама IV сам обратился за помощью к Англии в прокладке канала, в то время как тайские специалисты сообщают, что короля заставили дать разрешение, в противном случае, британцы грозили вторжением. И таких спорных моментов множество.

Рубрика "Невероятные проекты";

1. Железная дорога трёх Америк: от Аляски до Огненной Земли;

2. Канал трёх Великих рек. Идея единой речной системы Южной Америки;

3. Как соединить Сицилию с Италией: мост длиной в 2000 лет.

_______________________

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!