"Во лесах было, во Муромских", или Как делали состояния в XVIII веке

815 прочитали
О семействе знаменитых горнопромышленников Баташовых было написано очень много самыми разными по дарованию авторами — от Мельникова-Печерского до Н. Ключарева.
О семействе знаменитых горнопромышленников Баташовых было написано очень много самыми разными по дарованию авторами — от Мельникова-Печерского до Н. Ключарева.
Начинавший свой путь главарем разбойничьей шайки, Андрей Баташов стал одним из самых могущественных людей России. Роскошью и блеском своей жизни он превосходил промышленников и даже богатейших вельмож, а в своей деятельности попирал все светские и церковные законы века. Незаконные промыслы и открытое троеженство, похищения людей и захват чужих вотчин, жестокие расправы с неугодными, были ли это крепостные, священнослужители или царские чиновники — такова была азартная игра со власть имущими, которую многие десятилетия вел приокский заводчик. Безжалостность и решительность, а также смелость, острый ум, удаль и лисья изворотливость — вот те качества, что давали Андрею Баташову преимущество перед другими людьми как в денежных, так и в любовных делах...

Так я написала в аннотации к книге про Баташова, а сама эта книга стала одним из самых ярких впечатлений моего детства.

Дело в том, что ее писал мой дед — Лев Иванович Черненьков (1906-1990). Он был очень талантливым человеком — журналист, художник-любитель и изобретатель (последнее авторское свидетельство было получено им в возрасте 75 лет). И благодаря ему (хотя не только ему) я искренне недоумеваю, когда кто-то утверждает, что тот или иной персонаж слишком талантлив. "А что — может быть по другому?" — удивляюсь я.

Мой дед Лев Черненьков
Мой дед Лев Черненьков

Когда-то дед написал киносценарий об Андрее Баташове, но поскольку костюмный фильм из истории XVIII века мог стоит слишком дорого, деду посоветовали переделать сценарий в роман.

С раннего детства я помнила эту картину — дед за пишущей машинкой, работает над романом, правит текст, просматривает выписки из архивов (Горьковского, Владимирского, Рязанского и других архивов тех местностей, где располагались владения и промыслы Баташовых)...

О семействе знаменитых горнопромышленников Баташовых было написано очень много самыми разными по дарованию авторами — от Мельникова-Печерского до Н. Ключарева.-3

Я помню увлекательнейшие рассказы о Баташовых — о старшем Андрее Родионовиче и его младшем брате, который из четырнадцатилетнего мальчика Ванятки стал одним из основателей баташовской империи и одним из влиятельнейших заводчиков.

Меня можно было разбудить среди ночи, и я бы в подробностях рассказала, как на баташовских промыслах добывали руду, где располагались их заводы и какие проблемы возникали у Баташовых с законами.

Меня увлекали рассказы о баташовских махинациях, и я лишь удивлялась, как может сочетаться несочетаемой. Андрей Баташов был редкостным мерзавцем, но при этом умным, смелым, обаятельным, временами — почти былинным богатырем! Не меньший интерес вызывало и то обстоятельство, что по семейному приданию предки деда по материнской линии были потомками Андрея Баташова.

Не удивительно, что в шестом классе, когда мы писали сочинение о любимой книге, я писала о романе "Во лесах было, во Муромских", хотя книга и не была опубликована.

О семействе знаменитых горнопромышленников Баташовых было написано очень много самыми разными по дарованию авторами — от Мельникова-Печерского до Н. Ключарева.-4

Так уж получилось, но дед вновь и вновь работал с источниками, дорабатывал книгу, что-то добавлял или убирал, и в результате так и не успел роман дописать. А после этого моя мама и мои тети поручила завершить работу мне — ведь я больше всех слушала рассказы деда.

Это была большая работа. Я вновь перечитывала текст — а временами там бывало 5 или даже 7 вариантов одной и той же главы — занималась редактурой, выбирала лучший вариант главы, а иногда писала новый, стараясь как можно лучше и точнее передать мысль деда, не говоря уж о том, что надо было написать финал.

И сейчас вы можете прочесть готовую работу. Да, пока не на бумаге, но Интернет делает книги доступными для многих. Приключения, любовь, стратегия, производственный роман — в истории Баташовых есть все.

Наслаждайтесь!

Прочитать роман можно здесь: Во лесах было, во Муромских

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1

Путеводитель по каналу. Часть 2

Я на Автор.Тудей