Найти в Дзене

Что означают фигуры животных на Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском?

Георгиевский собор в городе Юрьве, основанном при Юрии Долгоруком в Суздальском Ополье, - один из красивейших храмов домонгольской периода во всей Киевской Руси. Он продолжает традиции известных барельефов храмов древнего Владимира и Боголюбова, выполненные итальянскими и греческими мастерами. Многие туристы лично видели этот храм и принимали участие в любимом экскурсоводами квесте «Найди слоника». Но что означают фигуры животных (реальных и мифических) на фасаде этого собора?

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском знаменит своими барельефами.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском знаменит своими барельефами.

Для начала напомним историю самого собора. В 1230 году, сразу по окончании строительства княжеского монастыря Святого Ахистратига Михаила в Юрьеве-Польском началось возведение храма в честь Георгия Победоносца. Строительство инициировал князь Святослав, сын Всеволода Большое Гнездо, который разобрал старый обветшавший храм.

Знаменитый слоник "прячется" над капителью.
Знаменитый слоник "прячется" над капителью.

Вместо него построили «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху». Георгиевский собор стал последним шедевром Владимиро-Суздальской школы белокаменного зодчества, к которой принадлежат церковь Бориса и Глеба в Кидекше, храм Покрова на Нерли около Боголюбова, остатки дворца Андрея Боголюбского в самом Боголюбове, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире.

В Тверской летописи говорится, что Святослав Всеволодович лично руководил строительством: «и созда Святослав чюдну зело, резаным камнем, а сам бе мастер». Также считается, что в день памяти Иоанна воинника в лето 1224 года князь Святослав сам высек из камня Распятие Христа Спасителя с предстоящими. Во всяком случае, сохранилась соответствующая 5-строчная надпись на тесаном камне. С тех пор это произведение называют «Святославов крест». Собор является последним крупным каменным сооружением на Руси, сооруженным до татаро-монгольского нашествия. В 1326-1327 годах в Москве по образцу Георгиевского храма был построен кремлевский Успенский собор, ставший первый каменным храмом будущей столицы России.

Артель резчиков по камню, работавшую над храмом, возглавлял опытный мастер из Галичского княжества по имени Бакай. Он оставил свой автограф возле лика Спаса Нерукотворного. Вероятно, он же вырезал потрет князя Святослава - ктитора собора. После внезапной смерти брата Ярослава в 1247 году Святослав ненадолго занял великокняжеский престол, но вскоре уступил его племяннику Михаилу Ярославичу. (Невиданное дело в Киевской Руси, история которой полна феодальных войн за престол между родными дядьями и племянниками).

Современный вид Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
Современный вид Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

В XV веке значительная часть сооружения обрушилась. В 1471 году по приказу великого князя московского Ивана Третьего храм был восстановлен московским мастером Ермолиным Василием Дмитриевичем. Однако его изначальные пропорции при этом были нарушены – он стал намного более приземистым.

Зодчий, занимавшийся восстановлением, не стал восполнять обрушившиеся фрагменты кирпичной кладкой, а собрал разрушившиеся каменные блоки и украшавшие их рельефы. Но не имея ни зарисовок первоначального вида здания, ни его точного плана, архитектор расставил собранные фрагменты, перепутав сюжеты. Существует несколько реконструкций первоначального вида храма, особенно много в этом направлении сделали советские ученые Г.К. Вагнер и А.В. Столетов.

Проект «Трогательная история» представляет выставку тактильных копий резных барельефов, украшающих стены Георгиевского собора, вместе с его архитектурным макетом.

Проект поддержан Российским фондом культуры и реализуется совместно с Дарвиновским музеем в Москве, где сейчас проходит выставка копий лучших барельефов. Итак, каково же их значение?

Современная копия барельефа с изображением райских птица на фасаде Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
Современная копия барельефа с изображением райских птица на фасаде Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Райские птицы чаще всего изображаются стоящими у древа жизни. В литературных текстах XII-XIII веков они описываются как путники, достигшие рая, и являют собой символ райской жизни. Эти птицы пленяют странников своим сладким пением и удивительной красотой – золотым, алым и пурпурным оперением.

Современная копия барельефа с изображением сирина на фасаде Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
Современная копия барельефа с изображением сирина на фасаде Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Сирин – полуптица-полуженщина – относится к числу женских демонов в мифологии восточных славян. Ее образ отождествляется с общеславянской русалкой. Ей приписывались те же свойства – дар пленять путников своим пением, чтобы увлечь их в ловушку.

Современная копия барельефа с изображением алконоста на фасаде Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
Современная копия барельефа с изображением алконоста на фасаде Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Алконост схож обликом с сирином: это мифическая птица с человеческим лицом. Чаще всего он изображается с руками, в которых держит цветы из райского сада, а в поздних книжных миниатюрах – свиток с изречением о праведной жизни. Алконост также славится своим пением, звучащим в раю. В XVI-XVII веках различия между сирином и алконостом окончательно исчезли.

Современная копия барельефа с изображением голубя на фасаде Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
Современная копия барельефа с изображением голубя на фасаде Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Издревле парные голуби были символом семьи и супружеской верности. На Руси этой птице приписывали нежный и кроткий характер. В христианстве голубь символизирует Веру, Воскресение, Преображение и Святой Дух.

Современная копия барельефа с изображением бурого медведя на фасаде Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
Современная копия барельефа с изображением бурого медведя на фасаде Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Бурый медведь – популярный языческий персонаж, культ почитания которого был распространен у восточных славян. К этому образу был близок древнерусский бог Велес – покровитель лесных обитателей. С приходом христианства медведь уступил место новому символу силы и мудрости – льву.

Современная копия барельефа с изображением льва на фасаде Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
Современная копия барельефа с изображением льва на фасаде Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

В древнерусской литературе лев упоминался в таком контексте: «Орел – птица-царь над всеми птицами, а осетр – над рыбами, а лев – над зверьми, а ты, княже, над переславцами». Поэтому изображение льва часто встречается на гербах княжеских родов. Фигура восстающего льва красуется и на щите Георгия Победоносца. Лев на фасаде Георгиевского собора – одно из немногих изображений родового герба Владимиро-Суздальских князей.

Современная копия барельефа с изображением головы льва на фасаде Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
Современная копия барельефа с изображением головы льва на фасаде Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Голова льва нередко изображалась над крепостными воротами или над входом в храм. Развевающаяся подобно пламени грива делает изображение его морды подобным солнцу, что придает этому образцу дополнительную силу.

Современная копия барельефа с изображением быка на фасаде Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
Современная копия барельефа с изображением быка на фасаде Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Бык издревле считался жертвенным животным: обряды его жертвоприношения встречаются еще в Ветхом Завете. Эта символика отражена в древнем орудии казни – фигуре Быка Фаларида. Преступника сажали в полое медное изваяние быка, под которым затем разводили костер. Замученный таким образом святой Евстафий стал одним из главных символов жертвенности в христианстве.

Также на канале:

Княгинин монастырь во Владимире - посвящение чешской жене русского князя

Если Андрей Боголюбский - мудрый правитель, за что его не любил народ?

"Пфальц" Андрея Боголюбского в Боголюбово - аналог европейских замков

Итальянские зодчие Фридриха Барбароссы и храм Покрова на Нерли

Почему Московский кремль и ряд других русских крепостей похожи на итальянские замки?

Иван Третий - из Москвы в Милан (и обратно)

Против кого Юрий Долгорукий основывал укрепленные города?

Юрий Долгорукий и его загородная резиденция в Кидекше

Осенний Суздаль - мини-фоторепортаж

Немецкая божница в Смоленске - наследие Великой Моравии?

Светские фрески Софии Киевской - наследие Византии