Найти тему

Пречистенка и Лев Кекушев.

-2
-3
-4
-5
-6

Дом 21 красного цвета по улице Пречистенка – бывший особняк И. А. Морозова. Сейчас здесь расположен выставочный зал Российской академии художеств, и это не случайно.

Дело в том, что приобретший в 1899 году это здание, построенное в начале XIX века, Иван Абрамович Морозов увлекался искусством и живописью.

Он собрал большую коллекцию живописи и специально пригласил архитектора Льва Кекушева для перестройки этого особняка на Пречистенке с целью создания условий для наиболее выигрышной демонстрации своей коллекции. На фото хорошо видна большая прозрачная стеклянная конструкция на крыше, пропускающая в залы особняка много света.

Иван Морозов был высокообразованным человеком, учился в Цюрихе, имел широкий кругозор и умение тонко чувствовать культуру. Именно он первым разглядел талант никому не известного Марка Шагала и приобрел у него три картины. В детстве учителем Ивана был сам Константин Коровин.

В 1918 году галерея Морозова была национализирована. В собрании картин были представлены как известные российские художники (Левитан, Виноградов, Машков, Врубель и другие), так и европейские (Моне, Мане, Боннар, Пикассо, Матисс, Сезанн, Ренуар, Гоген, Ван Гог и другие). По оценке «Сотбис», на сегодня стоимость коллекции составила бы 5 млрд долл. США.

Кекушеву повезло, ему одновременно дали два заказа на работу по соседству. Прямо напротив этого дома Морозова, на противоположной стороне улицы, он строил доходный дом Исакова за № 28.

Вернее, подрядчиком строительства выступило в 1904–1906 годах торгово-строительное акционерное общество Якова Рекка, построившее многие красивые дома в Москве, а спроектировал здание именно Лев Кекушев. К моменту завершения строительства общество вместо Рекка возглавил И. П. Исаков, который и приобрёл данный дом в собственность.

Постройка эта интересна тем, что имеет сложный и выразительный рисунок окон, причем разный на каждом этаже. Сочетание выпуклых и вогнутых элементов лепнины фасада и ажурных кованых ограждений балконов придает дому яркий неповторимый облик.

Не знаю, как кому, а мне при взгляде на московские дома Льва Кекушева приходит на ум ассоциация с Барселоной и домами великого Антонио Гауди. Причем эти два архитектора творили одновременно, будучи почти ровесниками, Кекушев был на 10 лет моложе.