Этот вопрос обсуждался 11 января на трехсторонней встрече в Москве глав России, Азербайджана и Армении. Они подписали заявление о развитии Нагорного Карабаха. В нем есть договоренность о восстановлении транспортного сообщения в этом регионе. К весне совместные рабочие группы должны завершить всю подготовительную бумажную работу.
У России нет общей границы с Арменией. В советские годы железная дорога к ней шла через Грузию. После конфликта в Абхазии движение по ней было прекращено и до сих пор не восстановлено. В свою очередь в результате первой Карабахской войны Баку утратил железнодорожное сообщение с Нахичеванской автономной республикой, которая отделена от Азербайджана армянской территорией. В ходе боевых действий один из участков этой дороги был полностью разрушен. Сейчас, чтобы попасть в республику сухопутным путем азербайджанцам требуется получить иранские транзитные визы.
Планируется восстановить разрушенные пути. При этом на армянском участке этим будет заниматься РЖД. В результате Армения получит выход на российскую систему железных дорог, правда, через территорию Азербайджана. В свою очередь Турция тоже рассчитывает принять участие в развитие транспортной инфраструктуры этого региона. Если она проложит железнодорожную ветку по коридору, ведущему в Нахичевань, то у закавказских республик появится выход на турецкий рынок.
На данный момент Баку считает конфликт исчерпанным. Вопрос о дальнейшей судьбе Карабаха у него на данный момент не стоит. Президент Алиев не ставит вопрос о его возвращении в состав Азербайджана, как это было во времена Советского Союза. Он и так одержал победу в осенней войне, вернув себе семь районов, ранее оккупированных армянами. К тому же к Азербайджану перешел город Шуша - второй по значению в Нагорном Карабахе. Поэтому обсуждать статус автономной области в период, когда там размещены российские миротворцы, еще рано.
В Армении страсти по происшедшим событиям никак не улягутся. Простить Пашиняну поражение в войне оппозиция не желает. Результаты его поездки в Москву оцениваются ею негативно. От него ждали, что он добьется полного возвращения пленных, однако этот вопрос решен не был. После последнего обмена азербайджанские власти удерживают более сотни армянских граждан. Оппозиция считает, что до тех, пор пока они не будут возвращены, ни какие договоренности работать не должны.
Особенно ее беспокоит проект восстановления железной дороги, которая свяжет Азербайджан через армянскую территорию с Нахичеванью и Турцией.
Есть ли надежда, что с открытием транспортного сообщения идея реваншизма пойдет на спад и армяне примирятся с потерей ранее захваченных территорий и города Шуши? Время, как говорится, покажет.