Джон Леннон мог повесить свою творческую шляпу на множество песен. От его работы с The Beatles до его загадочной сольной работы "Instant Karma!" проходит мост между карьерными островами иконы музыки. С тех пор этот трек стал олицетворением творчества Леннона и его творческой целостности, что всегда было вызвано его сильным желанием создавать свое искусство.
Песня была написана и записана в один день, 27 января 1970 года, и выпущена всего через 10 дней, причем Леннон однажды похвастался, что “написал ее на завтрак, записал на обед, и мы выпускаем ее на ужин.” Это своего рода гениальный метод работы, который поставил Леннона на карту как пуританина.
Хотя это небольшое преувеличение, "Instant Karma!" была одной из самых поспешно собранных воедино песен, когда-либо написанных Ленноном. Решение певца и автора песен выпустить трек так быстро имело целью показать остальным битлам, что он теперь сольный исполнитель еще до того, как было объявлено о подтверждении раскола группы.
Хотя широкая публика еще не получила сокрушительных известий об официальном распаде "Великолепной четверки", Джон, Пол, Джордж и Ринго уже некоторое время тянулись в разные стороны, и трещины быстро превратились в целую пропасть. Помимо того, что их творческие призывы тянули их в разные стороны, группа также была вовлечена в серию ожесточенных битв по поводу своих сольных релизов. Это означало бы, что, когда Леннон наконец выпустит "Instant Karma!", это ознаменует конец The Beatles и начало карьеры Джона Леннона как сольного исполнителя.
Сингл "Instant Karma!" был выпущен вместе с группой Plastic Ono Band в Великобритании 6 февраля 1970 года и быстро занял пятое место в чартах. Две недели спустя он был выпущен в США, и он снова вошел в чарты, заняв третье место. Это был топ-10 хитов в нескольких других странах, включая Канаду, где он поднялся на вторую позицию. Сингл остается одним из самых успешных релизов Леннона.
Для Леннона это был знак грядущего, когда он принес свои концептуальные песни в массы. "Instant Karma!" родилась из разговора между Ленноном, его женой Йоко Оно и ее бывшим мужем Тони Коксом и его женой Мелиндой Кендалл, где четверка обсуждала идею "дальнейших судеб" и идею о том, что они происходят в этой жизни, а не в следующей — это такой разговор, который только Леннон и Оно могли бы вести за ужином. Это вдохновило Леннона войти в студию и завершить эту высокую концептуальную мысль и превратить ее в песню. Человечество для борьбы со злом в мире нуждалось в гимне.
“Все говорили о карме, особенно в 60-е годы, - рассказывал Леннон Дэвиду Шеффу, - но мне пришло в голову, что карма мгновенна, так же как она влияет на вашу прошлую или будущую жизнь. Это действительно реакция на то, что вы делаете сейчас. Вот о чем людям следует беспокоиться. Кроме того, я очарован рекламой и продвижением как формой искусства. Они мне нравятся. Таким образом, идея мгновенной кармы была похожа на идею растворимого кофе: представление чего-то в новой форме. Мне просто понравилось.”
Несмотря на то, что "Битлз" были на пути к распаду, Леннон все же обратился к своему другу и коллеге по Битлз Джорджу Харрисону за помощью в записи песни вместе после того, как Леннон закончил трек менее чем за час. Харрисон позвонил печально известному продюсеру и осужденному за убийство Филу Спектору, чтобы записать все на пленку как можно быстрее и профессионально.
“Джон позвонил мне однажды утром в январе и сказал:” Я написал эту мелодию и собираюсь записать ее сегодня вечером, а завтра ее отредактируют и выпустят—в этом весь смысл: "Мгновенной кармы", вы знаете", - вспоминал позже Харрисон. Итак, я был в деле. - Ладно, увидимся в городе. Я был в городе с Филом Спектором и сказал Филу: "Почему бы тебе не прийти на сеанс?" Нас было всего четверо: Джон играл на пианино, я-на акустической гитаре, Клаус Ворманн-на басу, Алан Уайт-на барабанах. Мы записали песню и выпустили ее на той же неделе, мгновенно отредактированную Филом Спектором.”
Алан Уайт был членом группы Леннона на его дебютном сольном концерте с группой Plastic Ono в Торонто, и, был в стороне от этой записи (как и все остальные участники группы), колесо действительно двигалось быстро. “Я как раз просыпался утром, когда мне позвонил (давний помощник Битлз) Мэл Эванс", - вспоминал Уайт в 2014 году. - Он сказал, что Джон только что написал эту песню и хочет записать ее сегодня и выпустить на следующей неделе.”
В соответствии со стилем Фила Спектора "Стена звука", хотя песня была записана за один день, огромное количество наложений завершилось на следующей неделе и отодвинуло дату релиза. Были добавлены три пианино (два акустических и одно электрическое), причем Леннон, Харрисон, Уайт и Ворманн были особым кирпичиком в этой стене звука. Разношерстная группа людей из соседнего ночного клуба была даже приглашена, чтобы обеспечить певческий бэк-вокал, причем Харрисон возглавлял пьяный хор, в который также входил менеджер Аллен Кляйн.
“Мы все встретились на Эбби-роуд, и у меня появилась идея, чем бы я хотел заняться, - сказал Уайт. “Это была одна из тех вещей, когда вы играете ритм, но когда дело доходит до барабанного перерыва, вы играете в другом метре. Это пришло само собой, и Джон сказал: "Алан, что бы ты ни делал, продолжай. Это чудесно. Нас там было всего несколько. Потом мы с ним играли на фортепьяно. Фил Спектор любил брать несколько звуков и делать их похожими на один. Он никогда не ставил на пластинку один бубен; у него их должно было быть 15.”
“Внезапно мы вошли в комнату и услышали, что он с ней сделал”, - вспоминал позже Леннон. - Это было фантастически. Это звучало так, как будто там играли 50 человек.” Он увидел, как трек громко резонирует с меломанами по всему миру. "Instant karma!" станет третьим синглом Леннона под флагом Plastic Ono Band, но как только песня будет продана миллионным тиражом (первый битл, сделавший это в сольном проекте), это будет первый сигнал конца Битлз.
Звучание песни настолько понравилось Леннону, что он потребовал, чтобы Спектор взял на себя пост-продакшн Let It Be. Из-за внутренних разногласий в группе Спектор твердо взял бразды правления в свои руки. Печально известный продюсер отошел от битловского стиля песен с их "назад к основам" и перешел на свою традиционную стену звукового стиля. Это создало окончательный, непреодолимый разрыв между Маккартни и остальной группой, который, по сути, положил конец "Битлз".