К началу XVIII века Российское государство имело только один крупный морской порт - Архангельск. Но он был далеко от основных европейских маршрутов. Поэтому, назрела необходимость "прорубить окно в Европу" через Балтийское море.
Но, на Балтике крепко сидели шведы, которые только линейных кораблей имели 38.
Поэтому, Петр I решил строить русский флот на Ладожском озере. Там были построены две верфи. А пока строились корабли, из Архангельска волоком были перетащены две боевые яхты, которые своим артиллерийским огнем поддержали штурм шведской крепости Нотебург, увенчавшийся успехом в октябре 1702 года.
15 мая 1703 года, русские войска на лодках взяли на абордаж два военных шведских судна. В атаке участвовал сам Петр I. Этот день считается официальной датой рождения Балтийского флота.
Предтечей этих побед стало Плещеево озеро, где в 1692 году стала строиться "потешная флотилия" на утеху молодого царя. Из утехи она стала серьезным делом.
В августе 1703 года на воду был спущен первый фрегат Балтийского флота - 28-и пушечный "Штандарт".
В октябре того де 1703 года на Олонецкой верфи (Ладожское озеро) было заложено еще 7 фрегатов. В общем, в начальный период в состав Балтийского флота вошли три линейных корабля, 12 фрегатов, 30 вспомогательных судов.
В марте 1710 года русские войска осадили Выборг. Поддержку сухопутным войскам оказывал Балтийский флот.
К 1714 году русский флот практически полностью взял под свой контроль половину финского побережья с Гельсингфорсом и Або.
А летом 1714 года русский галерный флот разгромил шведский флот у мыса Гангут.
Окончательную точку в противостоянии шведов и русских поставило Гренгамское сражение.
В сражении при Гренгаме русский флот заманил объединенную англо-шведскую флотилию на мель и разгромил ее.