Найти тему
Old school dude

О чем поет 20-струнная гитара. Часть 1

Оглавление

Гитара, без сомнения, – самый популярный музыкальный инструмент в мире. Свою востребованность она завоевала благодаря многовековым традициям (предки современной гитары появились еще во II тысячелетии до н. э.), отсутствию особой вычурности в технологии ее изготовления, доступности для широких масс населения в виду невысоких цен на простые модели, широкого использования в популярной музыке, моде и фетишизации в поп – и – контркультуре – прежде всего это касается электрогитар.

Электрогитара с комбиком. Фото из открытых источников
Электрогитара с комбиком. Фото из открытых источников

Она сравнительно небольших размеров, удобна в транспортировке и хранении, мобильна – с гитарой можно придти в гости, можно музицировать на открытом воздухе или взять инструмент в поход, – а также относительно проста в освоении простых технических приемов игры. Все, конечно, до определенной степени условно, но даже, порой, увечье пальцев рук – яркие примеры Джанго Рейнхардта и Тони Айомми служат тому убедительным подтверждением – не являются препятствием для человека, вознамерившимся стать гитаристом.

Что записано в скрижалях

На сегодняшний день каждый из нас, наверняка, разок другой держал какую-нибудь гитару в руках, пробовал извлечь из нее какие-то звуки и "побренчать" на ней. Появлению гитары в традиционном нынешнем виде предшествовал длинный путь ее развития и формирования, ее корни уходят в глубь истории. Многовековая сага инструмента изобиловала метаморфозами. Ранние предшественники гитары, которые сейчас именуются хордофонами, имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинный гриф с натянутыми на нем струнами. Корпус изготавливался цельным из материала, бывшего под рукой – высушенной тыквы, панциря черепахи или цельного куска дерева – а струн, выделанных из сухожилий животных, в наличие было всего две.

3300-летней давности резьба по камню и глиняные таблички из Месопотамии с изображением хеттского барда, играющего на струнном инструменте, очень похожем на гитару, являются самыми старыми иконографическими изображениями хордофона. Это указывает на, возможно, вавилонские истоки происхождение гитары.

Старейшее изображение хордофона. Фото из открытых источников
Старейшее изображение хордофона. Фото из открытых источников

Дальнейшая эволюция хордофона привела к появлению различных групп щипковых инструментов: киннора, набла, нефер, цитра, вина, ситар, домбра, кифара, лютня, виуэла. Начиная с середины XIII века сведения о становлении гитары, ее иконография становятся более конкретными.

Предшественники гитары. Фото из открытых источников
Предшественники гитары. Фото из открытых источников

Собственно, что касется гитары, из всего этого многообразия форм щипковых инструментов на эволюционной ветви развития лежат виуэла и лютня. Обратите внимание, виуэла своей формой похожа на гитару, у нее шесть двойных жильных струн (хоров), настраиваемых в унисон, причем, первая струна могла быть и одинарной. На виуэле играли щипком, а строй она имела почти такой же как и современная гитара, за исключением одного хора – его струны настраивалась на полтона ниже.

Виуэла. Фото из открытых источников
Виуэла. Фото из открытых источников

Виуэлу можно услышать и сегодня. В руках мастера она звучит почти как в старину.

Близка к виуэле была и лютня, имевшая четыре или пять хоров (парных струн, настраиваемых в унисон). Позже общее количество струн лютни увеличилось до четырнадцати, а иногда доходило аж до тридцати шести. Играли на лютне плектром.

Лютня. Фото из открытых источников
Лютня. Фото из открытых источников

В XVI веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени. Этот инструмент в ту эпоху был везде – как сейчас электрогитара. Она звучала во дворцах королей и высшей знати, а также в домах простых горожан, и лютнеисты-виртуозы почитались не меньше нынешних рок-идолов. Мадригалы, канцоны и всевозможные танцы – от дворцовых до уличных – перекладывались и пересочинялись для лютни. Кроме того, для лютни сочинялись свои, чисто "лютневые", небольшие, а иногда и значительные по размерам пьесы – прелюдии, преамбулы, ричеркары.

Звездный шлейф легенд лютневой музыки дотянулся и до наших дней. Винченцо Галилей – отец знаменитого астронома, автор трактатов о музыке, композитор, был известнейшим лютнистом-виртуозом, своего рода "Джо Сатриани" XVI века. Оценить его лютневую музыку можно, прослушав "Прелюдию, Танец, Ричеркар".

Выдающимся лютнистом Италии эпохи ренессанса, прозванным современниками "божественным", был Франческо да Милано. Посмакуйте звуки лютни в исполнении Владимира Вавилова. Пусть вас не смущает узнаваемостью первая же композиция – это вовсе не "Город золотой", а "Сюита для лютни: канцона и танец" авторства Франческо да Милано.

Естественное развитие и преобразования лютни и виуэлы привели к появлению в Италии латинской гитары (гитара латина). К XII веку она была уже хорошо известна в Европе, встречаясь в трех-и-четырехструнном исполнении (в отдельных ее разновидностях число струн было большим). Звук из жильных струн извлекался плектром или пальцами. Обратите внимание, некоторые важные элементы конструкции уже сформировались: плоский корпус, слегка вытянутый в "талии"; резонаторное отверстие, расположенное посередине; шейка с грифом, снабженном порожками. Форма колковой коробки, количество струн и способ их крепления, напротив, еще не устоялись.

Латинская гитара. Фото из открытых источников
Латинская гитара. Фото из открытых источников

А к XVII веку латинская гитара и виуэла эволюционировали в барочную гитару (гитара в стиле "барокко").

Барочная гитара. Фото из открытых источников
Барочная гитара. Фото из открытых источников

Она похожа на виуэлу, но уже другая. Появилась более привычная нам прямая головка грифа, сам гриф удлинился, корпус стал уже, появилась талия. Барочная гитара имела 5 хоров (парных струн, настраиваемых в унисон), но имелись барочные гитары и с 6-ю хорами. Ее глуховатое поверхностное звучание уже походит на современную классическую гитару с нейлоновыми струнами – ближе к трэвэл-гитаре.

Параллельно на Иберийском полуострове шло эволюционирование из мавританской гитары (гитары мориска) в испанскую гитару. История это вроде местечковая, но в виду ее значимости для всего мира довольно любопытна.

Само общепринятое сегодня имя Гитара произошло от испанского Guitarra, которое в свою очередь исходит из Андалузии с арабского قيثارة (Qīthārah ). По сему ее местный генезис обычно связывают с арабским влиянием. Здесь к появлению мавританской гитары помимо лютни и виуэлы очевидную причастность имел четырехструнный (или с четырьмя хорами) уд, завезенный в Иберию арабами еще в VIII веке. По внешнему его виду нетрудно догадаться, что он послужил прототипом и самой лютни. Уд состоял из корпуса в виде груши, короткого безладового грифа и головки. К головке уда прикреплялись колки, при помощи которых настраивались струны из кишок барана.

Уд. Фото из открытых источников
Уд. Фото из открытых источников

Подобные инструменты использовались на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Кавказе, балканских странах и Центральной Азии на протяжении столетий. На юге Пиренейского полуострова, во дворце в Аль-Андалус – в IX веке это была арабская мусульманская часть Испании – в качестве придворного музыканта и поэта служил персидский ученый Зирьяб. Он оказал огромное влияние на всю испанскую музыку и считается основателем традиций андалузской классической музыки. Играя на уде, используя в качестве медиатора клюв орла, он добавил дополнительный хор (пару струн) и создал тем самым прообраз гитары. Зирьяб говорил, что четыре хора струн символизируют аристотелевские настроения, а пятый выражает душу.

Изменившийся к нашему дню уд с шестью парами настроенных в унисон шелковых струн можно и сейчас услышать на Востоке.

В XV – XVI веках в Испании получает распространение гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Хуан Бермудо, теоретик музыки, виуэлист, органист и композитор XVI века, писал в трактате "Объяснение музыкальных инструментов":

"Чтобы получить гитару, снимите 1-ю и 6-ю струны на виуэле. Оставшееся и будет гитара".
Мавританская гитара. Фото из открытых источников
Мавританская гитара. Фото из открытых источников

Мавританская гитара (гитара мориска) имела овальную форму, ее нижняя дека была выпукла, широкий корпус имел несколько декоративных резонаторных отверстий. Что касается струн, то здесь наметился технологический прогресс – вместо внутренностей животных для их изготовления стала использоваться медь. Металлические струны прикреплялись к основанию корпуса с помощью полукруглого струнодержателя или небольших кнопок, они проходили через подставку и наматывались на колки, вставленные в объемистую колковую коробку. По сути, это не что иное, как тот же уд с металлическими струнами. Играли на такой гитаре как при помощи плектра (медиатора), так и с помощью пальцев.

Надо отметить, что к XV веку квалификаторы "мориска" и "латина" были упразднены, и эти два хордофона стали называть просто гитарами. Гитара того времени, была инструментом аккомпанирующим, имеющим первоначально четыре двойных струны (четыре хора). По свидетельству одной из традиционных легенд, в XVI веке Висенте Эспинель добавляет гитаре пятую струну, и именно такой инструмент становится известен в Европе как испанская гитара. Но это все еще инструмент преимущественно с аккордовой техникой – ведь на двойных струнах сложно вести мелодию. Для сольных партий среди музыкантов в то время фаворитом щипковых инструментов все еще были виуэла и лютня.

Испанская гитара. Фото из открытых источников
Испанская гитара. Фото из открытых источников

В средние века лютня, виуэла и гитара – благодаря своим богатым возможностям и красивому тембру – приобрели огромную популярность и в отличие от их современников-конкурентов получили долгую жизнь. Этому также способствовала культурная традиция, которую внесли менестрели и хуглары. Позднее гитара распространилась по всему миру, продолжая развиваться и совершенствоваться.

В Англии, а затем и в Америке в XVIII веке появилась Английская гитара – так назывался инструмент грушевидной формы с 5–12 парными струнами (хорами). Ее форма колковой коробки была сильно закруглена. Второе название инструмента – цистра – не спутайте с цитрой. Цистра была чаще всего с двойным или тройным рядом струн. Металлические струны, которые перебирали пальцами или медиатором, придавали ей более легкий тембр и выдавали более популярный, чем у лютни, "сочный" звук, который больше подходил для исполнения серьезной музыки.

Английская гитара (цистра). Фото из открытых источников
Английская гитара (цистра). Фото из открытых источников

Заметьте, по форме она напоминает современную полуовальную мандолину. Если лютня, сложная в игре, была доступна только музыкантам-профессионалам, то менее дорогая цистра, более удобная по размеру и простая для обучения, больше подходила для любителей.

Отмечу, что все гитары того времени преимущественно были все еще инструментом с пятью рядами струн. В связи с тем, что исполнителям сложно было подобрать струны для средних рядов, которые хорошо бы звучали в унисон, некоторые испанские гитаристы начали прибегать к упрощенной настройке, отказываясь от двойных струн. Употребление одинарных струн значительно обедняло низкий регистр гитары. Возможно, для того, чтобы сделать звучание инструмента более полноценным, некоторые мастера вскоре начинают добавлять шестую струну. Таким образом, постепенно формировался ее современный легко узнаваемый облик. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции окончательно приобретает 6 одиночных струн, а законченные классические формы ей предал великий гитарный мастер Антонио де Торрес Хурадо.

Классическая 6-струнная гитара. Фото из открытых источников
Классическая 6-струнная гитара. Фото из открытых источников

Испанская гитара приобретает популярность среди профессиональных музыкантов, появляется немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII – начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.

Еще одним гением, повлиявшим на расцвет и популярность гитары, был испанский классический музыкант и композитор, один из основоположников современного исполнительства на этом инструменте – Франсиско Таррега.

Замечу, что поиски мастеров в оптимизации конструкции гитары приводили, порой, к весьма курьезным результатам – появились самые причудливые инструменты, но большинство их стало тупиковыми ветвями эволюции гитары.

В 1773 году ван Хекке создал 12-струнную гитару, имевшую шесть парных рядов струн, настраиваемых в унисон, либо в октаву при классическом строе, которую он назвал "бисзекс" (дважды шесть).

12-струнная гитара. Фото из открытых источников
12-струнная гитара. Фото из открытых источников

Типичная функция двенадцатиструнной гитары – ритмическая. Такая гитара отлично подходит для аккомпанемента, из-за чего любима бардами во всем мире. А сольные пьесы, исполненные на ней приобретают магическую глубину и воздушность.

Аббат Морлане в 1788 году в Париже изобрел 7-струнную гитару. В конце XVIII века она появилась в России и по версии некоторых исследователей ее доработал, изменив ее строй на терцовый, Андрей Осипович Сихра, основоположник гитарного искусства в России. После чего такая гитара стала называться русской. Презентация игры на русской гитаре была произведена им в Вильне (Вильнюсе) в 1793 году.

Русская гитара. Фото из открытых источников
Русская гитара. Фото из открытых источников

Андрей Сихра много концертировал, издавал популярные гитарные журналы, преподавал, написал "Школу игры для семиструнной гитары", впервые изданную в 1832 году. Несмотря на большое количество учеников и последователей, главной фигурой школы Сихры стал Семен Николаевич Аксенов, считавшийся в Москве лучшим гитаристом-виртуозом. Представляю "Этюд" С.Н. Аксенова.

Еще одна 7-струнная гитара появилась в XIX веке в Бразилии, ее так и называют – бразильская 7-струнная гитара. Строй ее первых шести струн – как у классической гитары, а 7-я самая низкая струна настраивается на "До". Арнальдо Фрейре, бразильский кудесник, охотно демонстрирует как она звучит.

Некоторые классические и фолк-гитаристы используют 8-струнные гитары. Такой инструмент позволяет получить более широкий диапазон и использовать нестандартные настройки. Итальянец Ливио Джианоло – живой классик восьми струн.

Десятиструнную гитару, или как еще называют декакорд, разработали итальянский гитарист Фердинандо Карулли и французский гитарный мастер Рене Франсуа Ласот. Последний в 1826 году получили на нее патент. На инструменте играли на пяти высоких струнах с 1-й по 5-ю, настраивая их "Ми-Си-Соль-Ре-Ля"; басовые же струны с 6-й по 10-ю со строем "Соль-Фа-Ми-Ре-До" всегда оставались открытыми. По сути это были арфа-гитары.

Декакорд. Фото из открытых источников
Декакорд. Фото из открытых источников

Современные декакорды выглядят немного по-другому. Было выпущено немало конфигураций таких гитар, но особый импульс гитара с десятью струнами получила после того, как испанский гитарист Нарсисо Йепес в 1964 году исполнил "Аранхуэсский концерт" композитора Хоакина Родриго с Берлинским симфоническим оркестром. На нем он впервые представил публике десятиструнку, которую он создал совместно со знаменитым гитарным мастером Хосе Рамиресом III. Этот инструмент позволил переложить произведения, в оригинале написанные для барочной лютни, без удаления или транспозиции басовых нот. А основной причиной его создания было добавление к шестиструнке четырех струн, настроенных с 7-й по 10-ю в "До-Си-Ля-Соль", что привело к созданию гитары с полной хроматической гаммой.

На такой же 10-струнной акустике играет российский гитарист Юрий Наумов, один из немногих представителей русского рока, который не имитировал стиль западных рок-групп, а сумел сделать равнозначный вклад в мировую музыкальную культуру.

Во второй половине XIX века упрощенные гитары – машети да браса, обладающие меньшим размером, всего с 4 струнами и 12 ладами, были завезена португальцами с острова Мадейра на Гавайские острова. Там этот инструмент получил свое новое название – укулеле. Свою популярность этот инструмент завоевал после выступлений гавайских музыкантов в рамках Тихоокеанской выставки в Сан-Франциско в 1915 году.

Окончание здесь:

О чем поет 20-струнная гитара. Часть 2

Впереди эра электричества.

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк! Будет еще много интересного!

➤Другие статьи схожей тематики:

❇️Лучшие гитаристы-новаторы и первопроходцы по версии журнала "Total Guitar"

❇️Лучшие джазовые и фьюжн-гитаристы, лучшие акустические гитаристы всех времен по версии журнала "Total Guitar"

❇️Топ-10 лучших металл-гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"

❇️Топ-10 лучших блюзовых гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"

❇️Топ-10 лучших шред-гитаристов всех времен

❇️Топ-25 величайших гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"