..."Дочь мне сегодня позавидовала.
Спрашивает- на что иду. А я говорю: на твоего любимого Сорокина!
А она- так это когда было!
Я его любила, когда мне 16 лет...А сейчас мне - 35."..( из подслушанного в театре)
... А мне так и хотелось повернуться и спросить- а сейчас что же, прошла любовь?
Теперь- о спектакле.
Не важно, что в программке указано- действие происходит через сто лет после премьеры. Все "живые конструкции", часы, идущие назад, горящие ракеты, волчьи головы на стенах- это всегда здесь и сейчас. И день сурка, и день опричника- во все времена одинаков.
Оркестровая яма заполнена живыми музыкантами- в духе Марка Захарова. Не обошлось и без танцев- что в духе Ленком.
Комяга по замыслу режиссера встречает закат свободным человеком, и этот день для его жизни- самый значимый и поворотный.
Тем, кто читал Сорокина, было изначально понятно, что "опричную гусеницу" режиссер на сцену переносить не будет. Но Захаров пошел еще дальше- любовная линия между Комягой и Куницыной. Отсюда и то, что он еще хочет отыскать в опричнике человеческое...
Сорокинский стиль диалогов не всегда соблюден.
Но самые лучшие"номера"- у Ивана Агапова. В облачении иерарха РПЦ, с золотыми"котлами" на руке и тяжелым взглядом- страшно звучит из его уст "пророческая проповедь" из Телллурии: "Аще взыщет государев топ-менеджер во славу КПСС и всех святых для счастья народа и токмо по воле Божьей, по велению мирового империализма, по хотению просвященного сатанизма..."- и речь его прыгает, словно мячик по ступенькам...
Стрельба на сцене во время всего спектакля добавляет колоритности.
А теперь- об игре актеров. Про Агапова уже сказала- блестяще!
Очень понравился государь в исполнении Дмитрия Певцова- меняющий голосовые регистры, притопывающий и немного нервенный. Хотя у Сорокина государь- "надежда и опора всея Руси". Но- не будем сравнивать. Как мне показалось- в программке вообще стоит писать по мотивам произведения, если не- собственное прочтение.
Антон Шагин опять удивил, хоть уже узнаваем и любим.
Вот Батя в исполнении Сергея Степанченко- совсем сорокинский получился!- приближенный силовик.
Отдельный восторг вызвала сцена у ясновидящей. Татьяна Кравченко бесподобна! Вся сцена- шикарна! И слезы счастья капали на пол, и умилялась про себя, и было светло на душе.
"-Современную драматургию привез, песий сын?"
Хороши так же и Дмитрий Гизбрехт, и Екатерина Мигицко, играющая государыню и поющая Хава Нагила, и так красиво соблазняющая Комягу....
В романе Комяга относился к ней очень тепло- тут же скорее боялся...
Но ее коротенькое красное платьице радовало глаз.
Не могу не написать про Леонида Броневого- это легенда. Я видела. Ура.
Очень порадовали коренные опричники. Особенно с кавказским акцентом. Горячая кровь!)
Все шутки, возгласы и реплики были не пошлые. И мата было - кроме литературной "суки" я ничего не заметила.
Поэтому- спектакль удался. Именно удался. Особенно на фоне последних событий.
И невольно вспоминаешь слова Валерий Печейкин- мы сами заказываем музыку, под которую хотим танцевать. Мы сами хотим видеть то, что сейчас творится в современном театре.
А еще к месту, скорее всего, будет поговорка про зеркало.
Гойда!!!!!!!