Профессия педагога нынче не в цене, поэтому никто не хочет идти в педуниверситеты. Энтузиасты подают туда заявления в последнюю очередь, на всякий случай, как запасной вариант.
Причина проста – низкая зарплата учителей, тяжёлые условия работы, психологические стрессы и небрежное отношение общества вообще и молодых людей – в частности к учебному процессу.
Парадокс нашего времени заключается в том, что наше постиндустриальное общество, которое основано на знаниях и информации, по сути отказывается от тех, кто вкладывает эти самые знания и информацию в головы подрастающего поколения.
Профессия педагога, пожалуй, одна из самых нервных наравне с врачами, спасателями, военными.
Учителями не становятся, ими рождаются – в противном случае бедный преподаватель не выдержит нагрузки и, скорее всего, сбежит из школы. Все это понимают, и поэтому никто не спешит стать студентом педуниверситета.
Вообще гуманитарные науки сейчас непопулярны. В наши дни в приоритете – бизнес, экономика, финансы, IT технологии. А педагогика помимо всего прочего многим представляется к тому же еще и неинтересной.
Методики воспитания и обучения детей тесно переплетаются с психологией, а это та область, которая часто усыпляет студентов. Не всякий готов работать с детьми в школе и иметь дела с их родителями.
К сожалению, в обществе много стереотипов о работе педагога. Принято считать, что учебный процесс – скучное, нудное, изматывающее занятие. При этом мало кто говорит о том, что рассматриваемая профессия при всех ее трудностях – благородна, а иногда даже интересна.
В любом случае общение с детьми почти всегда бодрит и развлекает. Я знаю одну учительницу, которая ушла из университета работать в школу. Свой поступок она объяснила тем, что ей интереснее с детьми, чем со взрослыми студентами. Но эта дама – скорее исключение, которое подтверждает общее правило.
К сожалению, общество ничего не делает для популяризации педагогической профессии. Наоборот, наше телевидение и средства массовой информации заполнены шокирующими подробностями о тяжелых буднях учителей.
Сами педагоги регулярно жалуются в соцсетях на низкую зарплату и тяжелые условия труда. Все это отпугивает молодое поколение от профессии ментора.
К тому же педуниверситетов по стране немало. Наверное, в каждом более или менее крупном городе есть свой институт для учителей. Это понижает ценность профессии для абитуриентов, которые стремятся, в первую очередь, получить престижную, востребованную специальность. Молодые люди 21 века капризны и с претензиями.
Они хотят занять хорошее место, которое гарантирует карьерный рост и высокие зарплаты. К сожалению, российская школа выпадает из этого списка, так как знания сейчас сами по себе никому не нужны.
Профессия педагога – не для слабонервных. А молодые люди ищут, в первую очередь, комфортные условия труда. Им нужна спокойная обстановка, которой в школе нет и в принципе не может быть.
Не всякий в состоянии выдержать крики деток и претензии их родителей. Практика показывает, что университетская теория резко расходится с действительностью.
Урок на педагогической лекции и реальный урок – это две большие разницы. Абитуриенты наслышаны о постоянных стрессовых ситуациях в школе, титанический труд в которой не гарантирует никаких перспектив для карьерного роста.
Эти объективные обстоятельства сильно тормозят приток молодых людей в педагогические университеты, и поэтому в наших школах большинство учителей – люди среднего и пожилого возраста, советской закалки, которые готовы трудиться на энтузиазме, ради идеи.