О прозе Людмилы Улицкой писала не раз, а вот с драматургией предлагаю познакомиться сегодня.
«Русское варенье и другое» - сборник пьес Улицкой.
«Семеро святых из деревни Брюхо» - история Дуси, собравшейся замуж. Все бы хорошо, да жених сбежал прямо из-под венца. С горя Дуся тронулась умом. Вот и сидит она в фате. Бабушка-невеста. По-детски в куколки играет.
А потом начинает пророчествовать: что ни скажет, все сбывается. Бабы к ней стали особенно ласковы, батюшка заходит. А она ерничает, характер показывает.
Местный мальчишечка дезертировал с фронта Первой мировой – она его в погребе спрятала. Пришли красноармейцы. Во главе отряда Сенька Рогов – родной брат дезертира, комиссар.
Нашел он брата в погребе, да и расстрелял всех: и брата, и Дусю, и баб, и священника. Сам комиссар с ума сошел.
Вот такая картина русского самоистребления представлена в пьесе. В душах простых, казалось бы, людей поселилась черная злоба, а дурость соседствует со святостью.
«Мой внук Вениамин» - история семьи.
Эсфирь живет памятью далекого детства. Это властная женщина, привыкшая самостоятельно принимать решения. Эсфирь подыскивает невесту сыну. Решает поехать на родину в Бобруйск и привезти трофей – красавицу из достойной семьи. Но что-то пошло не так: сын взбунтовался против такого решения своей судьбы, а невестка оказалась не так проста и добра, как виделось свекрови.
Она такой щедрый жест не оценила: царский букет из 50 гвоздик. Их Фира сама купила на Центральном рынке
Так раскрывается вечная проблема «отцов и детей» через нелепую историю материнской любви, способной не только дарить счастье, но и разрушать судьбы.
У Эсфирь темперамент полководца и отчаянный деспотизм соседствуют с безграничным самопожертвованием, почти самоотречением.
Так драматург Улицкая задает нам простые и важные вопросы о вечных семейных ценностях.
В чем она находит себе оправдание? Даже кошки помогают сыну встать на ноги!
Конечно, незабываема мысль автора, что пока Фира говорит – это еще полбеды, а вот когда молчит – это беда.
«Русское варенье» - модный эксперимент с чеховским сюжетом.
Герои пьесы ведут свою родословную от Гаева и Раневской из «Вишневого сада», «Трех сестер» и «Дяди Вани». Да и сам Чехов вписан в их семейное древо на правах родоначальника династии. Портрет Чехова как основателя рода висит у дачников Лепехиных-Дворянкиных на полуразрушенной современной подмосковной даче.
Обитатели дачи – столичные интеллигенты: переводчица Наталья Ивановна, ее брат-математик Дидюля (Андрей Иванович), три дочки Варя, Елена и Лиза, сын Ростислав и его жена – писательница Алла. Есть даже в доме престарелая свояченица и приживалка Маканя (Мария Яковлевна). Личная неустроенность витает над этим семейством: Наталья-вдова, Дидюля влюблен в балерину и уже 50 лет ждет кончины ее немолодого мужа, Елена замужем, но несчастна, Варя и Лиза так и не обрели свое семейное счастье.
По-чеховски бессмысленна и бесполезна их жизнь, текущая вяло, бестолково. Всем чудовищно не везет: контора, снимавшая под офис 5-комнатную квартиру Натальи на Старой Басманной съезжает из-за аварии канализации.
Проект малого бизнеса с вареньем – вовсе сомнительное предприятие. Ягоды покупные, варенье съели сами или растащили мыши. Какая горькая ирония русской бесхозяйственности.
У Ростислава зреет в душе коварная идея – продать дачу и купить дом в Испании, уехать туда с любовницей.
О современности пьесы говорят ноутбуки, машины и телефоны героев, но сам ритм времени словно замер в захолустье. Дом обветшал от времени: протекает крыша, половицы и дверные проемы пришли в упадок. Мебель в пропыленных чехлах, засорилась канализация…
Как это исправить? «Очищающий огонь» в финале пьесы сметает этот мир. Снова кивок в сторону вечного русского вишневого сада:
«Здесь было имение, прекрасней которого нет ничего на свете… А теперь здесь – пустыня».
Не реализованы новорусские, маниловские мечтания героев:
«Выроем пруд размером с Женевское озеро, а в середине построим искусственный остров! И четыре моста будут перекинуты с берега! И все хрустальные! Здесь будет Диснейленд! Поняли? И вы увидите небо в алмазах!»
Суровая драматургия Улицкой мотивирует не болтать, не размахивать руками, а трудиться.
Какие ассоциации у вас с этими пьесами?
Ждем ваших комментариев на канале «Фильмокнижие»