Выбрать было сложно, и тем не менее — победительницу зовут Анна, ее комментарий с вопросом на момент написания этой статьи получил один дизлайк, привожу здесь полностью ее вопрос, после — мой ответ:
«Пламенное Вам здравствуйте!
Сердешно поздравляю с книгой - почитала бы с огромным удовольствием, как, собственно, и всё, что Вы тут пишете. Но меня давно уже, лет так десять, интересует крайне щепетильный вопрос: как давно изменилась культура поднесения счёта?
Вот раньше помню, когда карт ещё не было, а в ресторан я ходила исключительно с родителями, счёт приносили в книжечке, (чаще всего, красивой) оставляли её сиротливо на краешке, удалялись и ждали, когда гость этот счёт оплатит.
Сейчас же счёт приносят сразу с терминалом: нате-с вам счётец, прикладывайте карту, у нас если что и сбер-оплата работает.
А как же это сакральное время на "посмотреть" и праведно возмутиться, какая падла это вот всё наела? Потом, конечно, вспомнить, что это ты и даже мысленно порадоваться, дескать вот, могу себе позволить, видите ли... Ну и чаевые положить, конечно. Скромненько так, тихо, спрятать в кармашечке, чтоб официант потом открыл и порадовался. А сейчас что? Чаевые можно картой перевести: смотришь так стыдливо, выглядываешь: "Ну ещё двести прибавьте там, будьте любезны". И где, я Вас спрашиваю, сюрприз? Где это таинство добавления чаевых? А вдруг двести - это мало? Надо было бы и больше прибавлять...И официант не порадуется... А уже не прибавишь - и книжечку у несли, и терминал, и официанту ты больше не нужен, ходишь потом весь день неприкаянный, а ночью этот самый счёт во сне видишь. Вот, в общем-то и вопрос, почему официанты сейчас так стремятся счётницу унести?
Эх, было бы всё по-старому, да с залами для курящих, но это уже другая история)»
Действительно, раньше, до поголовного использования банковских карт, это еще до оплаты счета телефоном, часами или чем иным, следовало поднести счет, а дальше — официант находился в недолгом, но относительно беспокойном состоянии, потому что: еда съедена, а оплата еще не получена. Хождение по канату.
То есть могут, теоретически, незаметно слинять, что и происходило в моей практике несколько раз.
Чтобы минимизировать риск и не допустить нежелательный отвал, можно было, принеся счет, никуда не уходить, пока гости не положат деньги в папку. Это было можно, но нельзя — не положено, не по-гостеприимному. Гость может подумать, что ты пытаешься разглядеть — капучино с корицей пил или нормальный? Если с корицей, после этого гостя стол надо дезинфицировать, а если нет — можно и просто влажной тряпочкой пройтись.
И плюс это попахивает, весьма неприятно, нашенским сервисом, который был в ходу в самых первых магазинах так называемого самообслуживания, где впервые между покупателем и товаром отсутствовал прилавок и продавец. Юрий Никитин вспоминает:
«Правда, пока не магазины, а только отдельные полки, но прилавка перед ними нет, можно подходить и самому выбирать товар.
<...>
Мне, честно говоря, не понравилось: когда подошел к полке, с обеих сторон сразу же появились два продавца, что неотрывно смотрели в мои ладони. Гадостное чувство, словно просвечивают, так и хочется начинать оправдываться, доказывать, что не воровал ничего, ну не воровал, точно не воровал, я просто взял вот эту пачку печенья, сейчас пойду заплачу за нее и сразу же прямиком к выходу.
И больше сюда не приду»
И точно так же мы, официанты, стояли бы у гостя, следя, чтобы точно рассчитался, не сбежал, не кинул, не сунул лишь пару тысячных купюр, которые торчат из папки наружу, чтобы видно издалека, вроде как успокаивая официанта — уплочено; в то время как счет тянет на десятку.
Плюс: сейчас платишь картой, платишь телефоном— и что? Кто увидит, сколько у тебя там денег?
А раньше — достаешь, допустим, пухлый бумажник
(кстати, само выражение «пухлый бумажник», вы заметили, становится уже архаикой, старинным книжным оборотом, не имеющим отношения к жизни? Хотя всего лет 10-8 назад — нормальное, обыденное явление, своего рода мерило: у кого-то бумажник, в самом деле, пухлый — денег много, почти не помещаются, а у кого-то, как вот у автора этих правдивых строк, десять лет назад вообще денег почти не водилось, и если бы бумажник вообще был — был бы тощий; но все деньги, что были, помещались просто в кармане, поэтому первый в моей жизни кошелек подарила будущая жена, сам бы себе не стал покупать)
, а там плотная пачка купюр — и самому лишний раз посмотреть приятно, и впечатление произвести.
Так что — да, возможно, многие не заметили или не придали особого значения, но мы оказались живыми свидетелями изменения одного из интереснейших аспектов жизни — момента оплаты. Не только в ресторане, это только один из вариантов, я говорю сейчас о моменте оплаты в широком смысле.
Наличные даже все доставали и отсчитывали по-разному. Кто со вздохом, кто легко и беззаботно, кто-то слюнявил пальцы, кто-то картинно якобы «плевал» на пальцы, хотя на самом деле только издавал звук плевка, наверняка подсмотрел в каком-то фильме барский жест.
А оплата картой и телефоном более или менее всех унифицировала. Исчез почерк расчета.
И — одновременно — сократилось время расчета, ибо не нужно лезть в карман за дополнительным предметом, телефоны сейчас и так все не выпускаем из рук, цифровая зависимость и информационная псевдодебильность, поэтому сегодня официант уже вполне может подать счет и мгновенно получить оплату, уже не отходя от гостя, и это не считается проявлением какого-то «недоверия», это просто нормально: получил счет — взглянул — оплатил.
А началось это примерно с 2015-го года. Годом ранее, когда в Сочи была какая-то спартакиада, компания Apple представила невиданную технологию — оплата с телефона; еще годик это добиралось до Поволжья и набирало обороты, и вот примерно со следующего года пошла лавина.