Найти тему

ПОЧЕМУ МНЕ НРАВЯТСЯ - КАРТИНЫ ЕЛЕНЫ САЛЬНИКОВОЙ

.




Романтизировать детство (как хорошо это получилось на полотнах Елены Сальниковой) сложнее чем романтизировать юность... Прежде всего, философски сложнее, хотя и художественно, тоже. Почему? Потому что, юность романтизировать в сущности несложно. Юность - сама по себе романтичная пора. А романтизировать детство можно лишь тогда, когда детство уходит (еще год, два и оно уйдет), когда, нужно, найти, поймать и уловить это состояние , найти эту тончайшую диалектическую границу между уходящим детством и намечающейся юностью. То есть, найти границу - между ангельским и человеческим... Такой подход требует чуткости, и особенной тонкости. Моя любимая художница- Елена Сальникова. Люблю ее работы, ее отражения мира детства. Нужно отметить, что Еленой Сальниковой удается отобразить и детство как переход, и детство, как собственно, детство, как его особый мир. Может быть нравятся мне ее работы сочетанием и любви и дистанции. Без дистанции не было бы суверенности мира детства, а любовь бы перешла в сентиментальность. Но и без любви, эта дистанция была бы несколько отчужденной, холодной, или более "мужской".

Елена Сальникова
Елена Сальникова
Елена Сальникова
Елена Сальникова
Елена Сальникова
Елена Сальникова

КАСАЯСЬ РАЗНОГО ИЗМЕРЕНИЯ ДЕТСТВА В ДВУХ ВЗГЛЯДАХ

.


.


.

Чьи картины мне нравятся больше художника Елены Сальниковой, или Татьяны Рауш, на чьей выставке портретов детей, я когда то побывал? Картины Елены Сальниковой мне нравятся намного больше , не смотря на то, что картины эти очень разные, и не смотря на то, что и Таня Рауш очень талантлива. Даже не сравнить. Но эти работы и очень разные...Работы Татьяны Рауш статичны, и медитативны, картины более напоминающие иконы . При этом, иконы отнюдь не святых, а обычных детей. В них свято не столько детство, сколько то, что от детства в нас сохранилось, некая память о Рае Детства. Но лица на ее полотнах взрослы. В них нет детства как такового. Странно, но я бы нашел, что это взгляд отца, больше чем взгляд матери .Картины же Елены Сальниковой жизненны , и динамичны, они буквально искрятся эмоциями, в них больше нежности , и идеализма собственно материнского. В ее работах лучше передано детство. Сама неуловимость понятия или образа детства открывается в движении, в цветах, в удивительной динамике.

Татьяна Рауш (типичная ее работа)
Татьяна Рауш (типичная ее работа)

ПОЧЕМУ ДЕТСВО ЕЛЕНЫ САЛЬНИКОВОЙ МНЕ БЛИЖЕ

.

..

В сущности я бы сказал, что детство на полотнах Тани Рауш скорее скульптурно, как остановленное движение, ее картины напоминают не сказку, а сон. При этом глубокий, идеалистичный, но и странный, ледяной сон, который просто нам, людям взрослым не нужно вспугнуть. Вспугнуть этот сон может и мир. Поэтому, в картинах Тани Рауш дети изолированы от мира, хотя и изолированы не в некоем детском саду, а в некоей области идеального, (или в некоем детском саду от Платона, если его можно конечно вообразить.) Странно, но в ее работах больше философского подхода, чем подхода художественного, хотя, этим они и интересны. Таня Рауш вообще по природе литератор, философ, и эссеист. В картинах же Елены Сальниковой передано детство в самом мире, хотя и в мире больше природном, и райском, чем цивилизованном, но именно в мире. Ее картины выражают не философию, а жизнь, не сон, а скорее сказку. Ту сказку, которой не суждено не сбыться, ни забыться, которая остается и живет своей жизнью, где -нибудь в соседнем дворе, или, даже в саду отраженном в безоблачном небе.

Елена Сальникова
Елена Сальникова

В КАЧЕСТВЕ ЗАВЕРШЕНИЯ МОЕГО НЕБОЛЬШОГО ОЧЕРКА

.

.

.

Елена Сальникова и Таня Рауш примерно одного поколения (Таня, если мне не изменят память родилась в 1966 году, а Елена Сальникова в 1970 году, обе родились в январе) , но какой у них разный взгляд на детство... И выглядят они по разному. Таня выглядит как библейская красавица, или даже как Клеопатра. Елена может быть выглядит как героиня русской прозы 20 века, (от Бунина до Куприна и Грина) что то в ней есть южное, что- то даже может быть крымское, морское, но это уже на мой скорее более литературный взгляд. Детство во взгляде Тани пещерное, что то между вифлеемской пещерой, и пещерой Платона . Дети ее несколько брошены и сиротливы. В ее детстве есть может быть нечто библейское , хотя и с пещерным налетом, но в ее детстве совсем нет христианского Рая. Разве лишь память о нем. В детстве же Сальниковой есть именно рай, но не как прошлое, а как настоящее. Все -таки, Таня Рауш любит само детство, больше, чем детей. А Елена Сальникова любит детей. Подумал о том, если бы я не расстался с прежним литературным и художественным миром, как многое мне бы не открылось, в том числе и замечательные работы воронежской художницы Елены Сальниковой.

Я и Таня Рауш (давнее фото)
Я и Таня Рауш (давнее фото)




*

P. S.

Когда то очень давно посещал те же литературные собрания, которые посещала и Татьяна Рауш. Мы дружили лет двенадцать назад. Сейчас мне эти идеи, и люди кажутся чужими. Случайно наткнулся на информацию в интернете о ее выставке. Не знаю сам , что нашло, просто решил написать...