Только снятый заметно раньше Шоном Пенном
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Когда говорят о нео-нуаре с участием Джека Николсона, то обычно вспоминают либо «Китайский квартал» (1975), либо «Отступников» (2006). И что подозрительно – никто не говорит о фильме «Обещание» (2001), которому не так давно «исполнилось» двадцать лет. Но куда более важно, что он был в своё время номинирован почти на десяток разного рода наград, включая «ветвь» Каннского фестиваля
Сначала поговорим о формальной стороне дела. Режиссером был Шон Пенн и он старательно подбирал актерский состав. Кроме Джека Николсона, который играет уходящего на покой полицейского Джерри, в фильме есть масса прекрасных актеров. Бенисио дель Торо в образе невменяемого индейца. Аарон Экхарт в роли детектива Стэна Кролака. Даже сохранивший остатки своей «прошлой внешности» Микки Рурк, который предстал в крошечной роли обезумевшего от горя отца одной из погибших девочек.
Чтобы понять суть этой ленты, надо обратиться к первоисточнику, а именно повести швейцарского литератора Фридриха Дюрренматта, которая в своё время уже была экранизирована. Мы говорим о западногерманском нуаре «Это случилось посреди бела дня» (1958). Поэтому в отношении жанра «Общения» не должно быть никаких сомнений. Это нео-нуар, причем, судя по всему, вдохновивший Ника Пиццолатто на создание «Настоящего детектива»
В основе сюжета не столько жестокое убийство маленькой девочки, сколько уловка про «последнее дело». Опять же можно вспомнить советскую экранизацию иной повести Дюрренматта «Последнее дело комиссара Берлаха» (1972). Пожилого детектива Джерри Блека ожидает уход на пенсию. Более того, идут последние несколько часов его «сыскной работы». Уже начата прощальная вечерника, вручены подарки, сказаны добрые слова. И в этот момент приходит известие о чудовищном преступлении
Убита маленькая девочка, причем, настолько жестко, что родителей просят некоторое время не видеть её тело. Нелегкую обязанность сообщить эту страшную новость как раз взял на себя Джерри. И именно в этот момент он сделал то, что изменило всю его «пенсионную жизнь». Он дал матери малышки обещание (что вынесено в название фильма).
Хотя правильнее было бы говорить не о привычном нам «обещании», то есть «простом зароке». Это своего рода «смертная клятва» или, если угодно, «религиозный обет». И это гложет душу старого копа. Он не может отмахнуться, хотя дело вроде бы было раскрыто «по горячим следам», но он понимает, что «здесь что-то не так».
К слову сказать, религия в фильме играет важную роль; поведение некоторых персонажей можно понять только лишь через религиозные модели поведения. Хотя это не мистика в чистом виде. Речь идет даже не о тайном культе. Однако выясняется, что в округе это далеко не первое подобное злодеяние. Опять же Джерри обладает талантом «читать между строк», то есть предельно эффективно использовать свои инстинкты. И они ему (через рисунки погибшей девочки) говорят, что настоящий убийца там и остался на свободе.
Однако что может сделать старый полицейский, который вышел на пенсию? Бывших коллег вполне устраивает, что дело закрыто. А потому остается самый сложный вариант. Джерри селится в местах, где случились преступления, покупает на свои сбережения магазин и начинает подобно рыбаку выжидать, когда случится «поклёв».
Одержимый своим «обетом» главный герой оказался по ту сторону морали. Он хочет поймать преступника, для чего готов использовать маленькую девочку, дочку своей хорошей знакомой как «приманку». Однако может ли быть поимка убийцы оправданием этого безнравственного шага?