Странный вопрос. И всё же попытаемся разобраться нужно ли это человеку, профессия, которого состоит в том, чтобы учить других летать.
А для этого мне нужно перенестись в 2009 год, когда я уже довольно опытный инструктор отправился на курсы подготовки инструкторов в замечательный город Тулузу. Эмоциональное восприятие сего мероприятия я описал в рассказе «Почему мы не встретились», поэтому здесь только факты о том, как и чему учат на инструкторских кусах (APIC – Airbus Pilot Instructor Course) в Европе.
Курс обучения состоит из трёх модулей: вводный, базовый, специальный.
Вводный курс – это два дня занятий в классно-урочной форме. И мы слушатели, и организаторы прекрасно понимали, что это дань требованиям регулятора, а пользы от таких занятий в XXI веке никакой.
Специальный модуль проводился в заключение обучения и был самым продолжительным. Обучение двух инструкторов- стажёров проводилось двумя инструкторами-наставниками в процессе брифинга перед тренировкой, самой тренировки на тренажёре и дебрифинга после тренировки. С учётом того, что продолжительность одной тренировочной сессии составляла восемь астрономических часов, напряжение было очень высоким.
Сценарий тренировки был такой. Один инструктор играл роль старого пилота по фамилии Ржавый. Ему пятьдесят семь лет, и он фанат Боинга, а Эрбас на дух не переносит. Типа, в гробу я видел всю эту электронику. На английском это звучит жёстче. А второй инструктор-наставник играл роль второго пилота Зелёного, который имел очень небольшой опыт полётов (600 часов на Piper). И мы, стало быть, должны найти индивидуальный подход к каждому из них, используя те навыки и умения, что мы получили при прохождении бузового модуля, о котором разговор впереди. Но, когда я с удивлением заявил нашим французским коллегам, что человека с налётом 600 часов мы не рассматриваем, как малоопытного, и что нам приходится учить летать на Эрбасе пилотов с налётом 60 часов и иногда им бывает и далеко за пятьдесят, процесс обучения немного взял крен в сторону обмена опытом.
Но самым интересным для нас был базовый модуль. Основная задача этого модуля состояла в том, чтобы научить слушателей учить. Естественно, что авиационная специфика учебного заведения учитывалась, но основной смысл в том, что если ты умеешь учить, то всегда научишь другого тому, что умеешь сам.
Курс очень интересный и интенсивный. Расскажу только об одном упражнении. Каждому слушателю по жребию выпадает отвлечённая тема, на которую он после десятиминутной подготовки должен сделать трёхминутный доклад. Потом каждый доклад разбирался всеми участниками учебного процесса досконально – как изложил тему, как аудитория была вовлечена в процесс, какими приёмами и как успешно пользовался. Оценка коллег в такой ситуации жёсткая, но полезная. И все, как один жаловались, что десять минут на подготовку очень мало.
Наши наставники согласно покивали нам в ответ на наши жалобы и объявили условия следующего упражнения: вытягиваешь карточку с названием темы и немедленно делаешь минутный доклад на эту тему.
Я никогда не думал, что минута – это так долго.
Но вернёмся к нашему вопросу, что обозначен в заглавии. В заключения обучения по базовому модулю нам нужно было сдавать экзамен. Который состоял в том, чтобы научить аудиторию чему-то, что умеет сам слушатель. Это могло быть умение вязать узлы, разгадывать судоку, показывать фокусы, кушать палочками.
Я выбрал последнее и хочу похвастаться, что в завершение экзамена, мне наш преподаватель посоветовал запатентовать мой способ обучения.
Так что, думаю ответ на вопрос, поставленный в заглавии очевиден – инструктор может не уметь разгадывать судоку или вязать узлы, но всему, что он умеет сам он должен уметь научить других.
К умению летать, если, что — это тоже относится.