Найти тему
Рок на БиС

Шаг вперёд. John McLaughlin. Часть шестая. Подведение итогов.

90-е — странное время для джаза. Всё самое интересное в это время происходило в лоне электронной музыки и альтернативном роке. Джаз постепенно выплывал из ямы, которую выкопала ему музыка 80-х. В это время начинаются всевозможные реюнионы групп предыдущих эпох и Маклафлин не избежит коллабораций со старыми звёздами, но к чести музыканта, везде он будет стремиться не повторяться и идти вперёд.

Джон Маклафлин. (gratefulweb.com)

1996-й — год воссоединения гитарного супер-трио: Paco De Lucia/Al Di Meola/John McLaughlin. Кроме концертного тура, музыканты записали полноценный студийный альбом с названием: "Paco De Lucia, Al Di Meola, John McLaughlin".

Paco De Lucia - Guitar

Al Di Meola - Guitar

John McLaughlin - Guitar

Пако Де Люсия, Эл Ди Меола, Джон Маклафлин (spiegel.de)
Пако Де Люсия, Эл Ди Меола, Джон Маклафлин (spiegel.de)

Видео концерта того времени:

Ютуб-канал Nicolás Radovčić

Но несмотря на реюнионы, повторения звучания знаменитого Mahavishnu Orchestra не последовало. Маклафлин непостижимым образом застрял в парадигме звучания электро-фьюжн 80-х. В общем, все последние годы музыкант с одержимой настойчивостью будет вести творческий поиск именно в этом отмирающем сегменте джаза. Так или иначе, но альбом The Heart Of Things, записанный им в 1997-м году в Италии, дал старт этим экспериментам.

John McLaughlin - electric, acoustic and MIDI guitars

Gary Thomas - tenor and soprano saxophones, flute

Jim Beard - synthesizers, acoustic piano

Matthew Garrison - bass guitar, fretless bass guitar

Jean-Paul Celea - double bass on "Acid Jazz"

Dennis Chambers - drums

Victor Williams - percussion

Следующим эпохальным воссоединением станет ансамбль Shakti. Правда, в одну воду нельзя войти дважды, и это Маклафлин понимал, поэтому проект назовут Remember Shakti. Впрочем, ансамбль лишь отчасти воссоединится. По сути, кроме Хуссейна и Маклафлина, остальные музыканты ранее там не участвовали. Да и Маклафлин теперь играет не на акустической гитаре, как в каноническом ансамбле, а на электрогитаре своим вновь обретённым воздушным звуком. Кроме того, место скрипки в первом составе Remember Shakti заняла индийская флейта — бансури.

Индийская флейта Бансури (ta-musica.ru)
Индийская флейта Бансури (ta-musica.ru)

В общем, справедливо назвать эту коллаборацию новым ансамблем, чем он, конечно, и являлся по сути. Ансамбль, слегка меняя составы просуществует несколько лет и оставит после себя небольшую дискографию. В 1999-м коллектив выпустит дебютную концертную запись — Remember Shakti.

Hariprasad Chaurasia – bansuri

Zakir Hussain – tabla

John McLaughlin – guitar, synthesizer

Vikku Vinayakram – ghatam

Следующий концертник выйдет в 2000-м году под названием Remember Shakti: The Believer. Индийскую флейту в составе заменит электро-мандолина.

Ютуб-канал aseaoffaces

1. "5 In The Morning, 6 In The Afternoon"(John McLaughlin) – 18:13

2. "Ma No Pa"(Zakir Hussain) – 14:56

3. "Lotus Feet"(McLaughlin) – 7:07

4. "Maya"(U. Srinivas) – 13:39

5. "Anna"(McLaughlin) – 10:36

6. "Finding The Way"(McLaughlin) – 12:40

U. Srinivas – electric mandolin

Zakir Hussain – tabla

John McLaughlin – guitar

Vikku Selvaganesh – ghatam

Remember Shakti: Закир Хуссейн, Уппалапу Шринивас, Шанкар Махадеван, Джон Маклафлин, Вику Сельваганеш
Remember Shakti: Закир Хуссейн, Уппалапу Шринивас, Шанкар Махадеван, Джон Маклафлин, Вику Сельваганеш

В 2001-м выйдет очередной концертник коллектива Remember Shakti: Saturday Night In Bombay.

U. Srinivas – Electric Mandolin

Zakir Hussain – Tabla

John McLaughlin – Guitar

Vikku Selvaganesh – Kanjira, Ghatam, Mridangam, Indian percussion

Guest musicians:

Shankar Mahadeven – Vocals

Debashish Bhattacharya – Hindustani slide guitar

Bhavani Shankar – Dholak

Roshen Ali – Dholak

Aziz – Dholak

Taufiq Qureshi – def

Shivkumar Sharma – Santoor

A.K. Pallanivel – Tavil

Sivamani – Drums and percussion

После длинного многолетнего турне с Remember Shakti Маклафлин, видимо, истосковался по звуку акустической гитары и следующую свою студийную работу он посвящает исключительно ей. В альбоме 2003-го года Thieves and Poets гитарист пытается повторить опыт с гитарным концертом альбома The Mediterranean. Здесь музыкант тоже напишет трёхчастный концерт для гитары с оркестром. Кроме этого, чтобы дополнить альбом до современного хронометража CD, гитарист запишет *четыре пьесы-посвящения четырём пианистам-композиторам: Херби Хэнкоку, Чику Кориа, Гонсало Руболькаба и Луису Эка.

John McLaughlin - guitar

Matt Haimovitz - cello

Yan Maresz - Orchestration, Sound Design

Paul Meyer - clarinet

Viktoria Mullova - violin

Helmut Schartlmüller - bass

В 2006-м у Маклафлина выйдет следующий электро-фьюжн альбом Industrial Zen. Альбом создавался целых три года и Маклафлин ставил себе сверхзадачу создать новое индустриальное звучание. Думаю, прыгнуть выше головы на этот раз совсем не получилось — музыка получилась мало похожа на революцию в звучании, но альбом, также нельзя назвать и проходным. В принципе, получилась плотная и достаточно насыщенная идеями музыка, пусть уже и несколько немодная. Однако, альбом можно считать своеобразной декларацией последнего, на сегодняшний момент, периода творчества музыканта. В основном, эти идеи он будет развивать с последней своей группой-долгожительницей The 4th Dimension, но я забежал чуть вперёд.

John McLaughlin – chant, composer, drum programming, guitar, synthesizer programming

Shankar Mahadevan – composer, vocals

Bill Evans – saxophone

Ada Rovatti – saxophone

Eric Johnson – guitar

Otmaro Ruíz – synthesizer, synthesizer programming[12]

Hadrien Feraud – bass guitar

Matthew Garrison – bass guitar

Tony Grey – bass guitar

Gary Husband – drum set, keyboards

Zakir Hussain – tabla

Dennis Chambers – drum

Vinnie Colaiuta – drum

Mark Mondesir – drum

Marcus Wippersberg – drum

В 2007-м у Маклафлина выйдет очередной электро-фьюжн релиз. На этот раз он решит записать альбом с индийскими музыкантами. Если заметили в последней коллаборации с индийцами (Remember Shakti) гитарист отошёл от аутентичности сменив акустическую гитару на электро. Здесь музыкант решил пойти дальше — максимально уйти от индийской эстетики, познакомив музыкантов другого континента с "музыкой будущего". По словам самого Маклафлина опыт получился позитивным, музыканты на интуитивном уровне впитали новую эстетику и непостижимым образом гармонично влились в совместное музицирование по новым, казалось бы, для них правилам. Это ярко свидетельствует об универсальности музыкального языка.

John McLaughlin – guitar synthesizer, guitar (2, 4, 6, 8)

Hadrien Feraud – bass guitar

Louis Banks – keyboards

Ranjit Barot – drums

Sivamani – percussion, konokol (6)

George Brooks – soprano saxophone (1)

Debashish Bhattacharya – Hindustani slide guitar (2)

Shashank Subramanyam – bamboo flute (4)

Shankar Mahadevan – voice (5)

U. Rajesh – electric mandolin (6)

Naveen Kumar – bamboo flute (7)

Niladri Kumar – sitar (8)

В 2009-м Чик Кориа, после успешного реюниона группы своей молодости Return To Forever, соберёт проект Five Peace Band специально, чтобы совместно поиграть с Маклафлином. В течении года музыканты проедут по всему миру с концертами и выпустят концертный альбом Five Peace Band: Live. В 2010-м супергруппа получит премию грэмми в номинации "Лучший джазовый альбом".

Chick Corea - Arranger, Composer, Keyboards, Piano

John McLaughlin - Guitar

Kenny Garrett - Saxophone

Christian McBride - Bass (Acoustic), Bass (Electric)

Vinnie Colaiuta - Drums

Herbie Hancock - Guest Artist, Piano

Вернувшись из гастрольного тура с Чиком Кориа Маклафлин запишет дебютный альбом с коллективом The 4th Dimension, с которым он начал репетиции и концерты ещё в 2007-м году. Названием альбома станет — To The One, год релиза 2010-й.

John McLaughlin – guitar, producer

Gary Husband – drums, keyboards, percussion

Etienne Mbappé – bass

Mark Mondesir – drums, percussion

Стилистически новая группа продолжит играть музыку в стиле электро-фьюжн и развивать идеи, сформулированные Маклафлином еще в альбоме Industrial Zen.

Следующим альбомом коллектива станет пластинка Now Here This 2012-го года. В группе сменится барабанщик.

John McLaughlin – electric guitar, synthesizer guitar

Gary Husband – drums, piano, synthesizer

Étienne M'Bappé – electric bass, fretless bass

Ranjit Barot – drums

The 4th Dimension: Гарри Хазбанд, Джон Маклафлин, Ранджит Баро, Этьен Мбаппе
The 4th Dimension: Гарри Хазбанд, Джон Маклафлин, Ранджит Баро, Этьен Мбаппе

Ютуб-канал Castor Montes Quintillán

Последний, на сегодняшний день, альбом коллектива выйдет в 2015-м и будет называться Black Light.

John McLaughlin – electric and acoustic guitar, guitar programming, synthesizer

Gary Husband – synthesizer, piano, drums, percussion

Étienne M’Bappé – electric bass

Ranjit Barot – drums, vocals

В 2020-ом, пандемийном году, выйдет альбом-коллаборация Маклафлина и двух индийских музыкантов, участников ансамбля Remember Shakti: Шанкара Махадевана и Закира Хуссейна, над которым музыканты работали более шести лет со времени гастролей Remember Shakti. Музыканты не ставили себе целью сочинить индийский альбом, наоборот, задача состояла в том, чтобы объединить два подхода к сочинению музыки: западный тональный и восточный модальный.

Zakir Hussain - Composer, Tabla

Shankar Mahadevan - Composer, Voices

John McLaughlin - Composer, Guitar, Guitar (Synthesizer), Orchestration

Закончить рассказ о творчестве Джона я бы хотел последней на сегодняшний день его полноформатной студийной работой — Liberation Time. Выпущена в свет она была в 2021-м году. По стилистике работа уже отличается от музыки последнего бэнда гитариста The 4th Dimension в более мейнстримовую сторону, хотя в записи и принимают участие музыканты его последнего бэнда.

John McLaughlin – guitar

Etienne Mbappe – bass

Jérôme Regard – bass

Sam Burgess – bass

Gary Husband – drums, keyboards

Nicolas Viccaro – drums

Vinnie Colaiuta – drums

Jean-Michel Aublette – drums, bass

Ranjit Barot – drums, vocals

Oz Ezzeldin – piano

Roger Rossignol – piano

Julian Siegel – tenor saxophone

Джон Маклафлин до сих пор здравствует и отметил этой зимой 81-й год жизни. Главной заслугой музыканта можно считать его революционный подход при сплаве джаза и рока в начале 70-х, что позволило перехватить инициативу у пионера этого жанра Майлза Дэвиса и повернуть основной вектор развития стиля в сторону лидирующей электрогитары. Кроме этого стоит отметить, что Джон на протяжении всей своей творческой жизни старался не оглядываться назад и постоянно развиваться. Даже, казалось бы, ностальгические проекты Mahavishnu и Remember Shakti совсем не были ретроспективными, в каждом из этих проектов Джон искал новые пути для самореализации. Да и последнее его детище The 4th Dimension говорит нам о желании музыканта создавать что-то новое, нежели почивать на лаврах былой славы, участвуя в бесконечных реюнионах.

Автор статьи - Filumjazz

#filumjazz #jazz #fusion #jazz-rock #john mclaughlin

Предыдущие статьи по теме: