Современная жизнь диктует высокие требования к компетентности не только взрослых, но и детей. На фоне стремительного научно-технического прогресса постоянно дополняется и разрастается школьная программа, появляются новые профессии со специфическими требованиями, которыми надо успеть овладеть, пока конкуренция не столь высока.
Подобная гонка за квалификацией часто приводит родителей к простой логике: чем раньше и объёмнее мы начнём готовить ребёнка ко взрослой жизни, тем более успешным он сможет благодаря такой форе стать. Масла в огонь подливают различные «центры раннего развития», которые достаточно агрессивно рекламируют свои услуги, пытаясь создать у родителей тревожное ощущение упущенного момента.
Такой подход зачастую оказывает негативное влияние на психологическое самочувствие ребёнка: повышается уровень тревожности, формируется устойчивый страх перед возможной неудачей, непринятие своих неуспехов, страдает самооценка.
Как правило, родители, склонные к чрезмерному развитию ребёнка, начинают перегружать детей ещё в дошкольном возрасте. Параллельно с высокой ученической нагрузкой ребёнка приучают к мысли, что любой результат, кроме идеального, недопустим.
Таким образом, в школу приходят ученики, продвинутые академически, но имеющие различные психоэмоциональные нарушения: страхи, низкую самооценку, постоянную эмоциональную и психологическую истощённость, болезненную реакцию на свои неудачи.
Чтобы не допустить подобных проблем у ребёнка, важно понимать, что период детства у любого ребёнка и так насыщен образовательными процессами: ребёнок учится управлять своим телом, взаимодействовать с близкими, осваивает речь и навыки социального взаимодействия. Хотя эти процессы происходят как бы «сами по себе», на них тратится огромное количество психологических ресурсов, которые необходимо восполнять. То есть регулярный и систематический отдых является неотъемлемым условием нормального детского развития.
Кроме того, завышенные ожидания у родителей спровоцируют падение самооценки, ощущение постоянной оценки и контроля будут усиливать тревожность.
Самое простое и эффективное решение здесь: позвольте ребёнку получить положенные ему детские бонусы и не перегружайте избыточными занятиями. Очень важно, чтобы неуспехи ребёнка воспринимались спокойно. Так он поймёт, что имеет право сделать что-то неидеально. В этом случае вероятность среднего или низкого результата будет вызывать меньше стресса.
Если ваш ребёнок уже демонстрирует признаки синдрома отличника (постоянно ищет похвалы, стремится к наивысшим результатам, бурно переживает неудачи), то вам необходимо внести изменения как в учебный процесс, так и, возможно, в систему детско-родительских отношений.
• Разгрузите график ребёнка, чтобы у него была возможность полноценно отдыхать.
• Дайте ребёнку понять, что средний или даже низкий результат не изменят вашей любви к нему. Недостаточно хороший результат не является катастрофой, плохая оценка в начальной школе не ставит крест на всей дальнейшей жизни. «Разрешите» ребёнку ошибаться и не доводить всё до идеала.
• Обратитесь к психологу. Возможно, вашему ребёнку нужна помощь специалиста, чтобы справиться с уже сформировавшейся высокой тревожностью. Возможно, психолог поможет и родителям эффективно перестроиться и научиться спокойно принимать тот факт, что их ребёнок может не выкладываться на 100 процентов.
Самое важное условие здесь – любовь к ребёнку и безоговорочное принятие его даже с «тройками» в дневнике.
#Школа1158 #ДОНМ #Эксперты1158 #ШколыКолледжиМосквы