Один из самых сложных аспектов работы писателя – это создание персонажа. Чтобы сыграть ту или иную роль, актёров в университете учат наблюдению. Этот способ также подходит и для авторов. Но что делать, если тебе нужно создать колоритного фэнтезийного злодея? Вариантов много.
Можно понаблюдать за ворчливой паспортисткой, которая отправляет каждого второго посетителя за недостающей бумажкой и очень не вовремя объявляет обед. А можно примерить нужный образ на себя за игрой в Dungeons & Dragons.
Автор: Елена Смертная.
Dungeons & Dragons. Что это за странный зверь и с чем его едят?
D&D или «Подземелья и драконы» (в нашем случае Pathfinder) – это настольная ролевая игра. Мы с друзьями собираемся за большим столом, каждый из нас придумывает себе персонажа со своей историей, и мы отправляемся в долгое и опасное путешествие по фэнтези миру. Перед нами открыты все дороги, мы можем контактировать с миром как пожелаем, а наш Мастер рассказывает, как «мир» нам отвечает.
Спойлер – иногда бывает больно, а когда кто-то умирает, и вовсе можем плакать всем столом.
Мы с друзьями открыли для себя настольные ролевые игры больше двух лет назад. Для меня они стали невероятным простором для фантазии. В процессе игры ты искренне вживаешься в роль, видишь все огрехи созданного образа, понимаешь, какая у твоего персонажа должна быть мотивация. Кроме того, следишь за развитием интересных характеров, которые отыгрывают твои товарищи. Это, правда, очень помогает мне в работе.
Таблица мировоззрений Dungeons & Dragons как отличный начальный базис
В D&D при создании персонажа у тебя есть такой параметр как «мировоззрение». Оно отражает этические и моральные наклонности персонажа. Его нужно выбрать из девяти предложенных вариантов:
- Lawful Good (законопослушный добрый);
- Lawful Neutral (законопослушный нейтральный);
- Lawful Evil (законопослушный злой);
- Neutral Good (нейтральный добрый);
- True Neutral (истинно нейтральный);
- Neutral Evil (нейтральный злой);
- Chaotic Good (хаотичный добрый);
- Chaotic Neutral (хаотичный нейтральный);
- Chaotic Evil (хаотичный злой).
Стоит отметить, что мы с друзьями играем в Pathfinder. Но сегодня я рассуждаю о Dungeons & Dragons, поскольку эта система более узнаваема и проста на подъём для новичка.
Когда я создаю нового героя для книги, параметр мировоззрения из Dungeons & Dragons – это первое, что я выбираю для него. И это главный мой ориентир в спорных ситуациях, где персонаж должен поступить тем или иным образом.
Пример мировоззрения из классики. Пушкин говорил, что Татьяна Ларина вышла замуж сама по себе, потому что его герои ожили и начали жить своими жизнями. Так оно и есть, ведь если Александр Сергеевич задумал Татьяну «законопослушной доброй», она никак не могла пойти наперекор устоявшимся правилам общества и не выйти замуж за хорошего человека. И уж тем более предать своего мужа даже ради Онегина. Жить по закону и в согласии с моралью – это главная ценность Lawful Good персонажа.
Как понимание системы D&D убережет автора от создания Мэри Сью?
В моих первых книгах был за мной ужасный грех, когда главная героиня получилась с задатками Мэри Сью (архетип персонажа, наделённый автором гипертрофированными, нереалистичными достоинствами, способностями, внешностью и везением). Ведь довольно часто мы хотим писать историю про исключительного героя, но грань между «исключительным» и «мэрисьюшным» очень тонка. И понимать её мне стало проще, когда я вновь же погрузилась в систему настольных ролевых игр.
Дело в том, что системы Dungeons & Dragons очень балансны. В «настолке» отлично прописана магия, физические способности и даже базовые характеристики, которыми может владеть герой. При создании персонажа тебе дают ограниченное количество ресурсов, которые ты можешь потратить, чтобы развить те или иные способности.
У тебя не получится персонажа, который хорош во всём. Будут сильные и слабые стороны. Хочешь больше положительных черт? Бери в противовес отрицательные. Хочешь способного мага? Тогда жертвуй физической силой.
Банальный пример. На старте тебе дают 20 очков, которые можно разложить в 6 основных характеристик: сила, ловкость, выносливость, интеллект, мудрость, харизма. И на всё попросту не хватит. Персонаж может быть средне неплох во всём или очень хорош в одном-двух.
Создаешь в своей книге образ харизматичного барда, который плюс ко всему очень умен? Тогда, вероятно, не стоит делать его ещё и неуловимым воином. По крайней мере, без логичной предыстории и большого опыта за его плечами.
Когда я начинаю работу над героем моей истории, я также прикидываю его уровень, класс и характеристики согласно D&D системе, чтобы не вышла неведомая чупакабра, которая может хорошо делать всё. Конечно, я не призываю копировать из таких систем сюжеты про школы магии, однако для понимания стоит держать в голове пример чего-то столь структурированного – это, по-моему, очень полезно. Особенно, если ты новичок.
Писателю нужен личный опыт – чем игра за столом хуже?
Очень часто говорят, что хороший писатель получается из человека, который прожил долгую жизнь и имеет большой опыт за своими плечами. Мне всего двадцать пять, я могу похвастаться неплохой фантазией, но какого-то большого, сложного опыта у меня нет. Однако я считаю, что вдохновение и идеи можно черпать из самых неожиданных мест.
Могу ли я сказать, что пережила не одну жизнь, отыгрывая персонажей за столом в настольные ролевые игры? Пожалуй! Хоть это и звучит слишком пафосно. Однако все мои герои были разными, всех их я любила, старалась сделать живыми, искренне плакала над их неудачами и радовалась успехам. Кто-то может назвать такой опыт искусственным, но он сильно помогает мне в работе.
Поэтому, авторы, пишите, творите и не бойтесь искать вдохновение даже в самых необычных местах!