Найти тему
ППР и точка

Как дизельный подплав внёс свой вклад в полёт Гагарина. Часть I.

Оглавление
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Уважаемые читатели!

Представляем Вашему вниманию интересную работу нашего подписчика - Андрея Строкова, открывающую малоизвестные страницы истории советского подплава.

-

На заре существования атомного флота советские подводники совершили немало походов, рекордных по своей протяженности и длительности. После снятия грифа секретности любой, кто интересуется историй флота, не может не восхищаться такими походами, как боевая служба К-27 в 1964 году (52 суток, 12 400 миль), в 1965 году (60 суток, 15 000 миль), К-116 и К-133 в 1966 году (52 суток, 21 000 миль) и многими другими. Но то, что задолго до этого их рекорды продолжительности и дальности били наши дизельные подлодки, знает только узкий круг специалистов. Об этих страницах истории подплава я и хочу поведать. Но, для начала, немного теории.

Как-то, примерно в восьмом классе, проходил у нас школьный КВН на тему физики и химии. На конкурсе капитанов (а я был капитаном!) достался мне такой вопрос: «Как, находясь на крыше высотного дома и имея телескоп и секундомер, измерить его высоту?». Ответ нашелся быстро: надо бросить вниз телескоп и засечь время падения. Потом по формуле h=gt2/2, где h– высота здания, t– время, g=9.81 вычислить искомое. Я в свою очередь задал сопернику такой вопрос: «Боксер Иванов весит 130 английских фунтов. Перед взвешиванием он положил в карман своего пиджака бутылку газировки «Буратино». Сколько показали весы?» Соперник ответил – «Примерно 132 фунта или 59 с половиной килограммов» и проиграл, ибо боксеры не взвешиваются в пиджаках. Правильный ответ – 130 фунтов или 58,5 кг.

В этих забавных вопросах присутствует ускорение свободного падения g=9.81 м/с2, ставшее причиной огромного напряжения на всех флотах.

Во времена, когда страна стала готовиться к космическим полётам, стало ясно, что для баллистических расчетов невозможно смоделировать значение g с большой точностью, ибо планета наша имеет сложную форму, да ещё с неравномерно распределенной массой. Поэтому, величину ускорения свободного падения нужно измерять непосредственно в каждой точке Земного шара и создавать таким образом гравиметрическую модель.

Если надо – значит – надо. На одной шестой части суши это сделать просто. Тысячи геологов натянули свои свитера, собрали рюкзаки, гитары, сгущенку и отправились в тайгу кормить комаров и в пустыни пугать скорпионов. С полярниками примерно то же самое. Вообще-то, полярника от геолога отличить трудно: те же свитера, гитары, сгущенка, но кормят и пугают они обычно белых медведей да леммингов.

На других частях суши всё тоже относительно просто. В дружественные страны были отправлены те же самые бородатые мужики, только на валютном окладе. В недружественных странах поработали «штирлицы» (тоже на валютном окладе, но без гитар), ибо спрашивать у местных как-то не очень сподручно:

- Мистер, сорри, а подскажите, плиз, величину g в вашем Вашингтоне?

- А вы с какой целью интересуетесь, товарисч?

- Да вот, хотим к вам с официальным визитом баллистическую ракету прислать…

С океаном, который занимает 2/3 суши, на первый взгляд, тоже все понятно. Границ нет, а крейсеров и всяких траулеров в наличии достаточно. Борозди, где хочешь, измеряй, что хочешь. Но…

И пусть качает, качает волна морская

И далеко от нас родной маяк.

Пуская качает, качает, я твердо знаю:

Любые штормы должен вынести моряк.

Моряк наш в любые шторма и вахту бдительно несет, и тарелку супа не расплескает, и прочие свои функции выполняет без замечаний. Об этом у меня можно почитать здесь: https://litra.online/proza/morskaya-nauka-zakon-bernulli-iz-knigi-ne-tolko-morskie-rasskazy/ или здесь: https://litra.online/proza/pervyj-vyhod-iz-knigi-ne-tolko-morskie-rasskazy/. Но, как выяснилось, то, что подвластно людям – не подвластно механизмам.

Гравиметры в те годы были на основе бросания тяжелых предметов (как в вышеописанном случае из школьного КВН) либо на основе маятника. Это позже появились струнные, квантовые и прочие хитрые приборы, позволяющие делать измерения хоть с самолетов, но до этого матчасть была покондовее, да покрепче. Не помогут нам ни крейсера, ни траулеры: в качку много не намеряешь и у моря погоды не дождёшься.

И вот тут взоры учёных логично обратились к «потаенным судам», кои в подводном положении бурной стихии неподвластны. Погружайся себе в уютное и спокойное царство Нептуна, заедай киндзмараули таранькой, делай что-нибудь не тяжелое и полезное, вроде приборки или рисования «Боевого листка», да измеряй попутно пресловутое g. Не служба, а малина с медом!

Ну а теперь, изучив теоретическую часть, отложим зубоскальство на полку и поговорим серьезно.

Первые гравиметрические измерения с подводной лодки были проведены доцентом МГУ Л.В. Сорокиным в 1930 году в Черном море. В 1933-1935 годах измерения были продолжены, но, к сожалению, данных о лодках-участницах не сохранились. Именно тогда была доказана высокая эффективность подобных исследований в сравнении с замерами с надводных судов. В апреле-мае 1937 г. им же были проведены замеры в Японском и Охотском морях с ПЛ Щ-105 (кап. 3 ранга А.Т. Чабаненко, будущий командующий СФ). Длительность похода составила 75 суток (с заходами в порты), в балластные цистерны было принято топливо, также на лодке были созданы дополнительные запасы продуктов и расходных материалов. Эти походы заложили основу будущих гравиметрических исследований.

Начиная с 1947 года практика походов была продолжена, а в 1955 году вышло постановление Совета министров СССР об изучении гравитационного поля Земли, по которому ВМФ должен был выделять подводные лодки для проведения работ в океане. Поскольку работа эта была массовая, то остановлюсь только на самых длительных и дальних экспедициях.

Особенности этих походов были следующие. Измерения производились в подводном положении на небольшом ходу, либо с покладкой на грунт. Точность гравиметрических измерений базировалась на точности определения места, глубины погружения, глубины места, ювелирном выдерживании параметров движения: курса, скорости (обычно – около трех узлов), глубины, крена, дифферента. Это была напряженная работа командира, ЦП, БЧ-1, БЧ-5 совместно с командой учёных (один постоянно находился в ЦП) в течении длительного времени.

Громоздкая научная аппаратура грузилась через съемный лист прочного корпуса. Монтировалась она, в основном, в кают-компании, занимая обеденный, он же – операционный стол. А это значит, что офицеры бачковались, где придется, а оказать медицинскую помощь (например, операцию по удалению аппендицита) было просто негде. Во время следования к очередной точке измерения проводилась обычная боевая работа: разведка, уклонение от целей, отработка боевых упражнений, обслуживание оружия и механизмов. При этом, задача выполнения скрытности относилась, как обычно, к первоочерёдным.

Во время подготовки к походу проводилось строгое медицинское обследование экипажа, вплоть до удаления подозрительных зубов. Все предметы снабжения загружались из расчета на длительное автономное плавание экипажем увеличенного состава. В точках рандеву лодку обеспечивали плавбазы либо специально выделенные суда, осуществляя снабжение расходными материалами, краткосрочный отдых либо замену экипажа. Даже ухитрялись передавать почту, что поднимало боевой дух подводников!

Первый, самый длительный на то время, поход совершила Б-77 проекта 611 (командир - капитан 3 ранга А.П. Михайловский, будущий адмирал, Герой Советского Союза, Командующий СФ, доктор наук, профессор) Северного флота в 1957 году в экваториальную область Атлантики. До этого было выполнено несколько экспедиций в Северном Ледовитом океане, они были не простыми, но их протяженность и длительность не были рекордными.

Готовились особо серьезно; к лодке, кроме команды гравиметристов (руководитель М.У. Сагитов, ученик Л.В.Сорокина, всего 5 человек), были прикомандированы второй командир (капитан 3 ранга Н.С.Волгин, будущий доктор наук, профессор), сверхштатные штурман и механик, бригада хирургов и группа радиоразведки. Можно себе представить, какова была плотность и условия обитания экипажа, имея ввиду большой объем, занятый научной аппаратурой и запасами.

Лодка обошла Исландию с севера, затем повернула на восток в сторону Великобритании, спустилась на юг вдоль африканского побережья, не доходя до экватора (не дошли, по воспоминаниям командира, из-за перерасхода топлива), повернула на запад, поднялась на север вдоль Североамериканского континента и вернулась в Полярный вдоль берегов Норвегии.

На обратном пути в Северной Атлантике пополнили запасы с гидрографического судна. Гигантская «восьмерка» оказалась длиной 12 000 миль, и ее прохождение заняло 75 суток(сравните с первой автономкой ПЛА К-27, выполненной семь лет спустя!) и превысила объем работ по измерениям в 2 раза. Экипаж был встречен жареным поросенком, награжден жетонами «За дальний поход», а приказом Командующего флотом подводная лодка Б-77 была объявлена «отличным кораблем». Других наград не последовало (снова сравните с той же первой автономкой К-27, командир которой, И.И.Гуляев, стал Героем Советского Союза, старпом И.Д. Окованцев и замполит М.А.Петухов удостоены орденов Ленина). Но и это можно считать прорывом, ранее экипажи лодок после гравиметрических походов поощрялись стандартно – отсутствием взысканий.

Фото 1 Схема маршрута Б-77 и Б-66, 1957 г.
Фото 1 Схема маршрута Б-77 и Б-66, 1957 г.

Почти одновременно аналогичную задачу получила Б-66 того же проекта Тихоокеанского флота (кап. 2 ранга Н.И.Царев). Лодка знаменита тем, что министр обороны маршал советского союза Г.К.Жуков, очень сильно не любивший флот, посетил ее (когда она была еще на СФ) в 1955 году, и это было единственное в истории посещением Жуковым подводной лодки. С этим посещением связана байка о том, что министр никак не мог понять способ заряжания кормовых торпедных аппаратов торпедами. Кто-то из сопровождающих генералов пояснил, что они «заряжаются с дула», и вопрос был исчерпан.

В следующем, 1956 году Б-66, первая из всего проекта, без замечаний провела испытание на полную подводную автономность, проведя под водой 200 часов 37 минут, подтвердив расчеты конструкторов. Как мы видим, для нужд науки командование выделяло лучшие корабли.

В отличии от Б-77, на ней не было прикомандированных офицеров, только группа радиоразведки и гравиметристы. Меньше народу – больше кислороду; звучит цинично, но верно. За время похода командир отработал самостоятельные срочные погружения всеми вахтенными офицерами без участия командира или старпома.

Лодка вышла из Петропавловска-Камчатского, прошла до побережья Североамериканского континента и в заливе Аляска пополнила запасы с ПЛ Б-10 (XIсерии, бывшая Л-10). Крайне редкая для советского ВМФ операция не осталась незамеченной для противолодочной авиации США.

Фото 2. Б-10 (слева) и Б-66, фото с борта патрульного самолета ВМС США.
Фото 2. Б-10 (слева) и Б-66, фото с борта патрульного самолета ВМС США.

Далее Б-66 спустилась на юг и, впервые в истории советского ВМФ, 3 сентября 1957 года пересекла экватор. Запомним этот факт: первыми советскими подводниками, повстречавшими Нептуна (которого изобразил «штурманёнок» И.Хмелев) были именно дизелисты! Пройдя еще 200 миль на юг, лодка повернула на восток и мимо Японии вернулась в родную базу. Во время похода ухитрились провести операцию удаления аппендицита, как-то доктор справился без дополнительной бригады хирургов в забитой научным оборудованием кают-компании… А в завершении поставили жирную точку. Весь поход в двух аппаратах торпеды находились в воде Одна из них пошла на разборку, а вторую выстрелили по скале на полигоне, взрывом салютовав своему победному возвращению!

За 75 дней было пройдено 12 000 миль. Аварий, замечаний, поощрений и награждений не случилось.

А случилось в 1957 году следующее: первый пуск баллистической ракеты средней дальности Р-12, испытание первой межконтинентальной многоступенчатой ракеты Р-7, запуск первого искусственного спутника Земли, первого живого существа на орбиту – Лайки, создание на СФ первого соединения подводных лодок с баллистическими ракетами… Вот сколько первого случилось в том году, спустя всего лишь двенадцать лет после Дня Победы! Ой, не зря Б-66 и Б-77 прошлись с научной аппаратурой на борту вдоль обоих побережий США. Но это было только начало.

Одновременно с этим, другими подводными лодками был совершен ряд не таких значительных (30-40 суток) походов без особого удаления от родных берегов. И в 1958 году был запланирован похожий по маршруту, но более продолжительный вояж, так же - двумя лодками – с СФ и ТОФ. Планируемая продолжительность – до 135 суток и дальностью до 22 000 миль. Замеры требовалось делать на глубине 100 м через каждые 100 миль, требования к точности были ужесточены в полтора раза. Плюс выполнение стандартных боевых и дополнительных научных задач.

От СФ отправилась Б-82 проекта 611 (кап. 2 ранга Г.Н Швецов). Кроме команды гравиметристов, были прикомандированы второй командир, дополнительный штурман и механик, группа ОСНАЗ. Примечательно, что вторым командиром стал кап.2 ранга И.И.Гуляев, будучи уже на тот момент легендарным подводником и только что назначенный командиром на заложенную ПЛА с ЖМТ К-27 пр. 645. Лодку сопровождал танкер «Вилюйск», дополнительно оборудованный холодильной камерой для хранения продовольствия. На танкере находился сменный экипаж в количестве около 30 человек – половина штатного экипажа.

Лодка вышла из Полярного 15 ноября 1958 года. Новый 1959 год встретили на Экваторе (Нептуна изобразил сам И.И.Гуляев), произвели погрузку и замену трети экипажа (с помывкой остальной части). Всего были произведены четыре рандеву с «Вилюйском». Кроме погрузки производили ротацию экипажа. Режим отдыха был такой: после 45-75 (кому как повезло) суток в прочном корпусе подводники на 10-20 (тоже кому как повезло) суток отправлялись на отдых на танкер. При четвертой встрече с «Вилюйском» на него перешел подменный экипаж, а основному экипажу предстояло еще почти два месяца быть в прочном корпусе. Офицеры и матросы при этом переодевались в гражданское и изображали преподавателей и курсантов Одесской мореходки.

Миссия успешно закончилась (правда, не без поломок и происшествий: выход из строя одного из дизелей, заклинивание РДП, провал на глубину 220 м) 1 апреля 1959 года. За 135 суток пройдено более 22 000 миль.

В этот раз Партия и Правительство решили отметить подвиг моряков: командиры кап. 2 ранга Г.Н.Швецов и И.И.Гуляев удостоены орденов Красного знамени (первое послевоенное награждение этим высоким орденом в ВМФ), офицеры награждены орденами и медалями, остальные члены экипажа - Грамотами ЦК ВЛКСМ и ГК ВМФ, ценными подарками, ну и знаками «За дальний поход». Капитан «Вилюйска» - орденом Трудового Красного знамени.

На Тихом океане задачу выполняла Б-72 (кап. 3 ранга Р.А. Голосов) и «Певек» аналогичных проектов. На танкере находился подменный экипаж под командованием кап.3 ранга К.К.Киреева. Р.А. Голосов был известен тем, что в 1955 году, будучи командиром С-145 проекта 613, выполнил поход на полную автономность без всплытия, дважды прошел Северным морским путем на разных лодках в качестве штурмана и командира.

Лодка вышла из бухты Крашенинникова 26 ноября 1958 года. Экватор пересекли 2 января 1959 года (Нептун – СПК кап. 3 ранга А.И.Косых). После этого начались рандеву с «Певеком», погрузки, отдых экипажа по частям. Но некоторые члены экипажа: кок, шифровальщик (интересно, их тогда уже звали «шаманами»?), сам командир и некоторые офицеры не отдыхали, провели весь поход в прочном корпусе. На «Певеке» на всех отдыхающих были заготовлены загранпаспорта, гражданская одежда, они были включены в судовую роль. Но отдых, в отличии от северян, продолжался по 5 – 7 суток.

Весь поход лодку сопровождали поломки и неисправности, хотя это не влияло на качество выполнения основной задачи. Но 4 февраля 1959 года на «хвост» прочно села подводная лодка вероятного противника, классифицированная как АПЛ «Sargo» ВМС США. Вероятно, ее внимание привлекло нахождение советского танкера там, где раньше они не встречались, и его странное маневрирование. Скрытность была потеряна, не выполнена одна из задач на поход. Вопрос стал ребром: либо отрываться (хотя, как можно оторваться дизельной подлодке от атомной в открытом океане?) или выполнять основную задачу.

Было принято решение ночью (!) произвести погрузку и попытаться скрыться, маскируясь танкером. Это была первая встреча с неизвестным противником – атомной подлодкой, да еще «не на своем поле».

Через двое суток была получена радиограмма с КП флота о прекращении попыток отрыва и продолжения миссии по прежнему плану. Дело в том, что к тому времени в прессе была официально опубликована информация о том, в рамках «Международного геофизического года» подводные лодки ВМФ СССР выполняют научные изыскания во всех океанах. В последующем, Б-72, практически до прибытия в базу, была под опекой подводных лодок, надводных кораблей и авиации вероятного противника.

Домой вернулись 26 марта 1959 года, пройдя 20 120 миль за 120 суток. 17 офицеров, старшин и матросов были награждены орденами и медалями (командир – орденом Красного знамени и немецкой двустволкой от Министра обороны), остальные – грамотами и знаками «За дальний поход».

Советские моряки доказали, что могут выполнять задачи в значительном отрыве от баз и в течении длительного времени. Но и это было не предел.

Фото 3. Примерные схемы движения ПЛ Б-82 и Б-72.
Фото 3. Примерные схемы движения ПЛ Б-82 и Б-72.

Продолжение следует

-

Андрей Строков

Январь 2023

-

Ваши подписка, лайки и комментарии помогают развитию нашего канала. Благодарим Вас за них!