Найти тему
Андрей Филинов

Музей В.А.Тропинина

Оглавление

....и московских художников его времени.

Основа коллекции музея - замечательная галерея портретов. Причем, вопреки названию музея, тропининских работ всего тридцать пять из более чем пятисот картин и прочих предметов музейного фонда. Зато какие! Самые, что ни на есть знаменитые работы мастера. Обо всех, само собой, не расскажешь. Тем более, что автор был в музее добрых пять лет тому назад. И здесь припомнить все помогает замечательный ресурс, на который можно опереться, когда (порой, годы спустя) делишься здесь своими снимками и воспоминаниями о посещении российских музеев. Рекомендую.

ТРОПИНИН

Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль

В. Тропинин. Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль. 1844
В. Тропинин. Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль. 1844

Василий Тропинин (1776-1857) помер ровно за сто лет до моего рождения. Но как живой изображен на автопортрете с кистями. У окна мастерской в доме на Ленивке, с верхнего этажа которой и сегодня можно разглядеть Боровицкую башню Кремля. В руках, как и положено - палитра, кисти, муштабель.

Портрет князя Сергея Михайловича Голицына и Портрет Александра Александровича Алябьева

Изображенный на портрете С.М. Голицын (1774 – 1859) – совершенно блестящий вельможа, действительный тайный советник, кавалер всех орденов, коллекционер, меценат. Голицыны не чужое имя для Владимирской области. С Борисом Андреевичем Голицыным (1776-1822) он имел общего прадеда Михаила Андреевича, боярина времен царей Алексей Михайловича и Федора Алексеевича Романовых. Четвероюродный брат владел во Владимирской губернии селом Сима, где в княжеской усадьбе скончался от ран Петр Багратион.

Еще одного Голицына, правда потомка другой княжеской ветви, вы найдете в селе Любец. Там в ограде Успенского погоста похоронен писатель Сергей Михайлович Голицын, который приезжал сюда на все лето из Москвы начиная с 1960 года до самой смерти в 1989 году в возрасте 80 лет. Интереснейшая личность - сын князя Михаила Голицына и княгини Анны Лопухиной. О злоключениях членов этой знатной семьи в советские годы он рассказал в книге "Записки уцелевшего", над которой трудился до последнего часа.
А само село описал в книге «Тайна старого Радуля». Творчество его чрезвычайно разнообразно: он писал научно-популярные книги, детские рассказы, беллетризованные биографии, историк-краеведческие книги, мемуары. Фронтовик, орденоносец, прошедший до Берлина через Курскую битву.

В.Тропинин. Портрет Александра Александровича Алябьева. 1840-е
В.Тропинин. Портрет Александра Александровича Алябьева. 1840-е

А это полотно написано в жанре «халатного» портрета, основателем которого считают Тропинина. Халатного не в смысле небрежно сделанного, а по причине домашности изображения, отсутствия мундира и наград, как на предыдущем портрете. Вспомните тропининского Пушкина. Автор широко известного романса "Соловей" на слова Дельвига был человеком необычной и нелегкой судьбы. Гусар, участник войны 1812 года (брал Дрезден и Париж). В 1825-м был арестован по подозрению (не доказанному до конца) в убийстве чертановского помещика и сослан в Сибирь. В тридцатые жил на Кавказе, интересовался фольклором - записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни. И целый сборник украинских. В Москву вернулся только в 1843. Портрет очень выразителен - в глазах читается судьба.

Кружевница

Василий Тропинин. Кружевница (Девушка, плетущая кружева). 1830-е.
Василий Тропинин. Кружевница (Девушка, плетущая кружева). 1830-е.

Одна из самых известных картин. Недаром художник сделал несколько авторских повторений. Ну, нравился Тропинину такой тип русской красавицы! В галерее Владимиро-Суздальского музея заповедника выставлена очень похожая по стилистике картина Тропинина "За прошивками" - одно лицо.

«…и знатоки, и не знатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства… в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту… и все изображено с такой правдой и простотой» (П. Свиньин).

Портрет А.И. Киселевой

Василий Тропинин. Портрет А.И. Киселевой. Около 1834
Василий Тропинин. Портрет А.И. Киселевой. Около 1834

Александра Киселева, урожденная Лазарева, была владимирской купчихой. Вообще-то род купцов Киселевых сегодня больше Ивановский, поскольку родоначальник династии происходил из Шуи. Александра Ивановна - вторая жена шуйского купца-миллионера Диомида Васильевича Киселева. Она-то как раз совсем владимирская. Род Лазаревых был в губернском Владимире почитаем - Семен Лазарев избирался членом Владимирского Городового магистрата, гласным Городской думы, городским головой. На его средства построена Никитская церковь. Замужем она была недолго - 4 года. В июле 1831 года Диомид Васильевич умер от холеры. Так что, если верить музейной датировке, на портрете изображена уже вдова. Тропинин создал целую галерею портретов купцов Киселевых. Изображение Диомида Васильевича тоже есть в фондах музея, но я его не снял.

Девушка с горшком роз

Хрестоматийная вполне картина Тропинина. Интересна история ее второго обретения: в годы войны была утеряна и уже в пятидесятых куплена в антикварном магазине, как работа неизвестного художника. Но пытливый взгляд исследователей разглядел в орнамента на горшке сигнатуру Тропинина.

И НЕ ТОЛЬКО ТРОПИНИН

Алексей Антропов.

Алексей Антропов.  Портрет статс-дамы Агриппины  Апраксиной,  1750-е.
Алексей Антропов. Портрет статс-дамы Агриппины Апраксиной, 1750-е.

Агриппина Леонтьевна Апраксина, жена генерал-фельдмаршала С.Ф. Апраксина, статс-дама двора Елизаветы Петровны, о чем свидетельствует наградная миниатюра с изображением императрицы - вполне себе парадный портрет.

Федор Рокотов

Коронационный портрет Екатерины II Алексеевны кисти Рокотов в полный рост находится в Третьяковке. Здесь же - погрудный, но тоже с Андреевским орденом и в горностаях. В Ярославской галерее я видел повторение Рокотовского этюда Алексеем Антроповым.

Княгиня Екатерина Алексеевна Голицына еще одна елизаветинская статс-дама. Муж ее - князь Пётр Михайлович Голицын, камергер, генерал-поручик, шталмейстер Двора. Вышеописанному тропининскому Сергею Михайловичу Голицыну приходится, боюсь ошибиться, двоюродным дядей - уж очень ветвист род Голицыных!

Иван Аргунов

И Аргунов. Портрет Анны Петровны Шереметевой. до !768
И Аргунов. Портрет Анны Петровны Шереметевой. до !768

Портрет с трагической историей. Анна Петровна Шереметева, графиня, была помолвлена аж с самим графом Никитой Паниным, видным государственным деятелем, дипломатом, воспитателем Павла I. За две недели до свадьбы умерла от чёрной оспы. Поначалу крепостной художник графов Шереметьевых Иван Аргунов, изобразил на этом портрете Анну Петровну в подвенечном платье, но после смерти девушки, "переодел" ее.

Дмитрий Левицкий

Д.Левицкий. Портрет Александра Васильевича Суворова. 1786
Д.Левицкий. Портрет Александра Васильевича Суворова. 1786

Портрет великого генералиссимуса автор создавал, по некоторым сведениям, по памяти, пользуясь слухами и впечатлениями видевших Суворова людей. От позирования Александр Васильевич отказался, сославшись на занятость. С нашей Владимирской губернией полководец связан крепко - в церкви села Кистыш на клиросе пел.

Неизвестный

Неизвестный художник. Портрет Павла I. Копия с работы Вуаля
Неизвестный художник. Портрет Павла I. Копия с работы Вуаля

Этот портрет я видел во многих музеях, например в картинной галере Великого Новгорода.

Владимир Боровиковский

В. Боровиковский. Портрет Варвары Андреевны Томиловой 1800-е
В. Боровиковский. Портрет Варвары Андреевны Томиловой 1800-е

Вот ведь времена были, когда московский адвокат Маркельс мог купить портрет кисти Боровиковского в комиссионом на Сретенке!

Орест Кипренский

О.Кипренский. Портрет графа Василия Валентиновича Мусина-Пушкина-Брюса
О.Кипренский. Портрет графа Василия Валентиновича Мусина-Пушкина-Брюса

Орест Кипренский оказывается двух Пушкиных написал! Один отблагодарил живописца бессмертными строчками "Себя, как в зеркале я вижу, и это зеркало мне льстит". (С тех далеких времен, когда я прочитал у Александра Сергеевича "быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей", на этом портрете меня всегда восхищал маникюр поэта). Что сказал дипломат, масон и гуляка граф В.В. Мусин-Пушкин-Брюс по поводу своего изображения мне неизвестно.

Евгений Плюшар

Е. Плюшар. Портрет певицы Полины Виардо. 1853
Е. Плюшар. Портрет певицы Полины Виардо. 1853

Немец Евгений Плюшар своим творчеством тоже не обошел Пушкиных - известен портрет сестры поэта Ольги Сергеевны (в замужестве Павлищевой) в красивом синем шарфе . Ну и Полина Виардо, так вдохновлявшая другого отечественного классика, Ивана Тургенева, тоже ему, как видим, позировала. (Пес на портрете смотрит на яркую испанку по-тургеневски влюбленными глазами)

Карл Лаш

К.Лаш. Портрет Дарьи Алексеевны Шиповой, дочери губернатора А. М. Окулова, жены Н. П. Шипова. 1855 год.
К.Лаш. Портрет Дарьи Алексеевны Шиповой, дочери губернатора А. М. Окулова, жены Н. П. Шипова. 1855 год.

Немец Карл Лаш отдал отдал России десять лет жизни и был у нас успешным портретистом. Он и умер в белокаменной, приехав навестить родственников уже в качестве профессора живописи и члена академий нескольких европейских держав.

Дарья Алексеевна была одиннадцатым ребенком в семье действительного тайного советника и губернатора последовательно трех областей, включая сегодня вновь обретенную Херсонскую, - Алексея Матвеевича Окулова. Выйдя в отставку москвичом, он пережил наполеоновское нашествие. Покоится в Донском монастыре.

Молодая прекрасная институтка вдохновила Петра Вяземского на элегичные стихи "Я в разных возрастах Вас знал". За пять лет до ее замужества он, вспоминая раннюю потерю отца во втором возрасте, о третьем написал:

И этот возраст ваш прелестен,
Пусть будет также светел он:
С улыбкой вашей несовместен
Ненастья хладный небосклон.
Всегда веселым солнцем юга
Будь озарен ваш каждый день:
Не трогай вас унынья тень,
Ни скорбь сердечного недуга,
и хлад томительных забот.
Вам радость так к лицу идет,
Вы так похожи друг на друга,
Что мудрено вас различить,
Что вам грешно бы розно жить.

И брак ее был счастлив. Николай Павлович Шипов человек замечательный и значительный. Его можно смело считать пионером импортозамещения. Прогрессивный землевладелец для переработки молока от 200 коров улучшенной породы устроил сыроварню, где использовал швейцарские технологии. Свой опыт передавал на специальном учебном хуторе Императорского Московского сельскохозяйственного общества. Был почётным членом Императорской Академии художеств.

Всего у Шиповых было шестеро детей. Но пожелания Вяземского сбылись не вполне: в один день в 1845-ом году умерли от скарлатины ее первенец Николай и третий ребенок, дочь Прасковья. На портрете 44-х летней женщины Лаш уловил тонкую грусть во взгляде, легкий, не по возрасту, румянец - грозный предвестник. Уже через пять лет она лечилась от чахотки в Италии. Умерла от болезни в 1865-ом.

Один портрет, а сколько судеб.

Петр Захаров-Чеченец

 Петр Захарович Захаров-Чеченец
Портрет Алексея Петровича Ермолова (этюд)
Петр Захарович Захаров-Чеченец Портрет Алексея Петровича Ермолова (этюд)

Чахотка погубила и автора этого портрета. Иногда он подписывал свои работы Захаров-Дадаюртский. Мальчик из чеченского аула, мать которого пала жертвой Кавказской войны, в трехлетнем возрасте по приказу изображенного на портрете генерала был отдан на воспитание казаку Захару Недоносову (отсюда и фамилия), хотя документальных свидетельств, подтверждающих это нет. Точно известно, что потом воспитывался мальчик в семье П.Н. Ермолова, двоюродного брата легендарного генерала А.П. Ермолова. Отчим и обратил внимание на художественные способности приемного сына, будущего академика живописи - Третьяков охотно покупал его работы для своей галереи. К слову, искусствовед Мадина Шахбиева считает, что живописец стал прототипом Мцыри - Захаров и Лермонтов были хорошо знакомы.

Коротко пройдем по залам музея.

Феликс Вишневский

-19

Не сказать здесь об основателе музея было бы несправедливым. Дважды репрессированный искусствовед и коллекционер оставил нам это прекрасное собрание. И в описании многих картин есть история их обретения в какой-нибудь столичной комиссионке. Так автопортрет Тропинина с кистями попал к нему в руки в плачевном состоянии и только после реставрации стало понятно, чьи это кисти и кисть. А портрет Голицина был приобретен в 1910 году еще отцом собирателя, тоже известным коллекционером, положившим начало всей семейной коллекции. Девушку с горшком тоже он разглядел и атрибутировал после утери работы в военные годы. И портрет Томиловой выкупил у адвоката Маркельса.

Спасибо за внимание!

(автор по-дилетантски может ошибиться, но всегда готов исправить любую неточность)