Найти в Дзене
Житейские мелочи

Николай и Валентина: история одной семьи

Оглавление
Кадр из фильма "Простая история"
Кадр из фильма "Простая история"

– Да зачем я тебе, вдова с тремя детьми? Мало ли после войны в нашем поселке женщин, незамужних и бездетных?

Валентина смотрела на жениха с удивлением. Но Николай понимал, что только она сможет подарить ему счастливую жизнь, о которой потаенно мечтал.

Николай

А ведь Николай был раньше женат и думал, что с суженой своей Антониной и сынишкой Эдиком проживет долгие годы.

Но начались войны. Сначала Финская, потом Великая Отечественная. Ушел Николай на фронт, а вернулся в родной поселок в сорок пятом – Антонины нет. Работала она продавщицей в магазине, и во время ревизии обнаружилась растрата. За это преступление женщину осудили. Малолетний сынишка Эдик стал жить у бабушки, матери Антонины.

Невеселые вести Николай встретил стойко. Только вспомнил вдруг, что у Антонины уже случалась такая неприятность в магазине – недостача. Было это еще в 1940 году, когда Николай нес армейскую службу во время Финской кампании. Тогда Антонина, чтобы покрыть недостачу, продала дорогое бельгийское ружье мужа-охотника. Ох и жалел Николай, когда, вернувшись с финской, узнал о происшествии. Но и понимал, что иначе Тоня поступить не могла – лишних денег в семье не было.

И вот опять ревизия… Опять растрата… Николай собрал посылку в тюрьму жене, дал весточку, что жив-здоров и дома.

Вышел на работу, а тут люди добрые – не по злобе, а чтобы знал правду – рассказали, за что именно срок Антонина мотает, в чем была растрата и как жила без мужа молодая жена. Слишком долго Николая дома не было! И вестей никаких – решила Антонина, что она свободная женщина, захотелось ей жизни сытой и веселой.

Простил Николай жену-воровку, но изменницу простить не мог. Забрал сына и ушел из дома, где жила теща. Не хотел больше никаких дел иметь ни с Антониной, ни с ее родственниками.

Скопленных денег у бывшего фронтовика было немного, но хватило, чтобы купить домишко. Маленький, недостроенный, без печки. Работы Николай, с малолетства научившийся и плотницкому, и столярному делу, не боялся. Да и печи складывать умел. Жаль только, что кирпичей под рукой не было. Но ничего, не кирпичную, так глинобитную печурку Николай сложил. Возле дома разбил огород. Стал потихоньку обживаться.

Валентина

На этой же улице, через несколько домов, жила вдова с тремя детьми. Валентина. Мужа похоронила еще до войны, тянула детей она.

– Ох и трудно было во время войны, – вспоминала она потом, в мирные годы, – у меня росли две дочки и сын, в школу и садик ходили. Одевать детей нужно было! Помню, все платья свои девчонкам перешила. Сама-то думала: ладно, обойдусь уж как-нибудь. А бывало – продавала продукты и на вырученные деньги покупала в магазине школьные карты – по географии, истории. Куплю, замочу в корыте с водой, чтобы бумага отмокла. Потом счищу бумажный слой, а марлевую основу отстираю, отбелю. Получится хорошая ткань. Вот из нее и шила девчонкам нижнее белье, а сынишке – маечки да рубашки. Очень ребятишки мои радовались. А я за годы войны ни одной обновки себе не справила, все, что имелось, износила чуть ли не до дыр. Зато детей учила. Сама-то я малограмотной колхозницей прожила, так пусть хоть у моих детей лучшая доля будет – так думала я.

«Не ярмо, а счастливая жизнь»

Познакомились Николай и Валентина случайно, разговорились. И тронула сердце Николая история простой скромной женщины, которая в войну с детьми малолетними намыкалась, но не сдалась, сохранила и сердце щедрое, и душу чистую. Не расплескала достоинство свое и веру. Как же разительно отличалась Валентина от бывшей жены Николая!

И решил он, что неслучайной была встреча, не зря их судьба свела. Спустя некоторое после знакомства время Николай предложил Валентине:

– Что зря вдовью лямку тянуть? Давай вместе жить. У тебя трое детей, у меня один сын. Большая семья будет.

– Дому, конечно, хозяин нужен, – степенно отвечала Валентина. – Да и ты мужчина хороший, непьющий, работящий. Но нужны ли мы тебе? В поселке – смотри – сколько незамужних да бездетных женщин. Сколько невест, одна другой краше! А у меня дети. Зачем же тебе такое ярмо? Детей растить, учить надо…

– Нет, – твердо сказал Николай. – Ты и дети – не ярмо. Это моя новая счастливая жизнь.

Так и стали жить Николай, Валентина и четверо детей. Правда, немного погодя Эдик, сын Николая, вернулся к бабушке. Понять мальчишку можно – отца совсем не помнил, чужим он стал Эдику. Да и у бабушки, которая во внуке души не чаяла, парнишке вольготнее было, она ему все проказы прощала. Отец сына не забывал, помогал одевать и учить.

А у Валентины и Николая спустя время родилась дочь...

Жила большая семья своими радостями и хлопотами. Родители вырастили и выучили детей. Как и мечтала мать, все получили профессиональное образование: старшая дочь стала фельдшером, средняя и младшая – учителями, сын – механиком.

Прожили Валентина и Николай вместе до глубокой старости. Всегда с радостью ждали в гости семьи взрослых детей, возились с внуками, а затем и с правнуками.

Но женаты не были! Оформили отношения уже в почтенном возрасте, и то дети «напомнили». Родители словно забыли, что бракосочетания у них не было. Зато была большая жизнь, полная забот и добрых дел.